Нина Александровна Волкова
Картотека. Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Зима. Декабрь 2 неделя.
Наблюдение «Птицы зимой».
Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
…Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие, те народ иной:
Публикация «Картотека, Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Зимующие птицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Темочки
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи…
К. Мухаммади
— Дети, какие птицы не боятся мороза и вьюг?
— Воробьи и голуби, вороны и сороки – это зимующие птицы. Они не улетают на зиму в тёплые края, а остаются зимовать с нами, поэтому их и называют зимующие птицы. В город из леса прилетают лесные гости: синицы, дятлы, снегири, свиристели. Птицам зимой трудно найти корм под снегом, наступает лютый голод. Лютый – значит очень сильный. Многие птицы не доживают до весны, умирают от голода. Дети, как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни?
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»
Задачи. Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания. Расширять знания детей о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать познавательный интерес детей. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Исследование.
Почему птицы прыгают, летают,
А в игры не играют?
Почему так много едят,
Наверно потолстеть они хотят?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: почему птицы зимой постоянно в движении, чем они заняты. Задание понятно? Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, зима – очень тяжёлое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Дети, как птицам согреться?
— Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. «Сытому морозы не страшны» – говорят в народе. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском еды. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают птицы с восходом солнца, и целый день ищут себе корм. Если птица голодной встретит ночь, то ночью пропадёт, замёрзнет! Корм легче найти там, где живут люди. Вот и жмутся птички в холода поближе к людям, к теплу и еде. Люди делают кормушки, подкармливают птиц, чтобы помочь птицам выжить зимой. Дети, почему птицы зимой постоянно в движении? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы зимой постоянно двигаются, чтобы найти корм и не замёрзнуть. Птицы много едят, потому что сытая птица не замёрзнет.
Разговор-размышление «Что делают птицы вечером?»
Задачи. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания детей о поведение птиц зимой. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между временем суток и жизнью птиц. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать любознательность детей.
Беседа.
Вечером птицы пропали!
Наверно их совы украли?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: как птицы ведут себя вечером, когда на улице темно. (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
Вывод. Вечером птицы спят, потому что на улице темно.
— Дети, в тёмное время суток, птицы спят. Они собираются в стайки, прячутся в дуплах, в густых ёлках, под крыши домов, тесно прижимаются друг к другу и спят до восхода солнышка. Ночь особенно опасна для птиц, ночи зимой длинные, морозные. Если птица легла спать голодная, она может, не проснутся утром.
Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»
Задачи. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания детей о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать познавательный интерес детей. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Исследование.
Почему зимующие птицы не замерзают?
Как себя от морозов оберегают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя в морозный день. Задание понятно? Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, птицы к зиме изменяются, тёплым пухом и оперением утепляются. В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Когда птица сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полёте к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птица мёрзнет на лету. А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птицы стоят то на одной, то на другой ноге. Это они обогревает свои ножки в пёрышках, поднимая их с холодной земли. Зимующие птицы ночуют в дуплах, в густых ёлках, они тесно прижимаются друг к другу и прячут клювики под крылышки для тепла. Дети, как птицы ведут себя в морозные дни?
Вывод. Дети, мы узнали, что в морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.
Наблюдение «Зимующие птицы».
Задачи. Обобщить знания детей о зимующих птицах. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поощрять желание детей заботится о птицах в зимний период.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
… Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шёлковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
Сергей Есенин
— Дети, какие птицы не боятся мороза и вьюг, остаются с нами зимовать?
— Зимующие птицы – это птицы, которые не улетают осенью на юг, остаются зимовать. Дети, что мы с вами узнали о зимующих птицах?
1. Для того чтобы выжить птицам надо много корма;
2. птицы постоянно в движении, в поисках корма;
3. вечером птицы спят, потому что на улице темно;
4. в морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.
— Дети, как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни?
Вывод. Дети, мы узнали, что зимующие птицы – это птицы, которые не улетают на юг, остаются с нами зимовать. Зимующим птицам нужна наша помощь, чтобы выжить.
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Воробьи и голуби
В гости прилетели,
Бег по кругу, руки в сторону, взмахи руками (крыльями) вверх – вниз.
Грустные, нахохлившись,
Стоим на месте, повернутся лицом в круг.
На берёзу сели.
Приседаем, руки на пояс.
Лапки поднимали,
Встаём прямо, руки в сторону, поднимаем одну ногу.
Пёрышками согревали.
Встаём на две ноги.
Зёрнышки искали,
Наклон вперёд, руки на пояс.
От голода страдали.
Встаём прямо. Ладони положим на живот.
Мы кормушки смастерили,
Птичек в гости пригласили.
Ударяем кулачок о кулачок.
Зимующим птицам рады всегда,
Ждёт их вкусная еда.
Имитация, рассыпаем корм.