Нина Александровна Волкова
Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет март-зимобор
▼ Скачать + Заказать документы
Март, 1 неделя.
Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»
(28 февраля).
Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Расширять знания детей о воробьях. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Дети, как вы думает, почему он так называется?
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы дожили! Мы выжили!
– Мы живы, живы мы!
Публикация «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет март-зимобор» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Март
- Темочки
В. Берестов
— Дети, почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»?
— Много птиц погибает зимой. Счастливы те птицы, что дожили до весны. Дети, почему птицы зимой часто погибают?
— Птицы зимой погибают от холода и голода. Дети, как вы думаете, почему птицам трудно найти корм зимой?
— Исчезают насекомые, снег засыпал растения, которыми питаются птицы. Дети, как мы помогали птицам пережить зиму?
— Зимой мы подкармливали птиц. Дети, как вы считаете, какие изменения произошли в природе?
— Дети, сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Наблюдение «Март – зимобор».
Задачи. Познакомить детей с первым месяцем весны. Расширять знания детей о весенних изменениях в природе. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, сегодня первый день марта. Март – это весенний месяц. Но к сожалению, зима ещё не ушла от нас. Поэтому в народе март прозвали «зимобор». Дети, как вы думаете, почему март так назвали?
— Зимобор – с зимой борется.
Здравствуй, март наш зимобор,
Первые проталинки
завиднелись,
косогор
стал какой-то маленький.
Зря старается февраль, –
Не страшны метели,
Засинелась неба даль
И звенят капели.
На реке-то слышен звон,
А в народе знают, –
Щука лёд крушит хвостом, –
Зиму прогоняет.
Анна Гайдамак
— Дети, что помогает марту бороться с зимой?
— Солнце весной пригревает, тепло на Землю посылает. Дети, а сегодня у нас выглядывает солнце из-за туч?
— Дети, как солнце помогает марту зиму побороть?
— Солнце холод и стужу прогоняет, воздух согревает. Дети, что мы узнали о марте?
Вывод. Дети, мы узнали, что март – первый весенний месяц. В народе март называют зимобор, потому что март с помощью солнца прогоняет холод и стужу.
Целевая прогулка вокруг детского сада. Исследование «Как растут сосульки?»
Задачи. Расширять представления детей о свойствах воды. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
Вот и кончился мороз,
Солнце светит весело.
А сосулька длинный нос
Над окном повесила.
Почему она грустна?
Приближается весна!
Алексей Ерошин
— Дети, где растут сосульки?
— Дети, приглашаю вас в путешествие. Цель нашего путешествие – найти, где растут сосульки? Дети, как вы считаете, сосульки нужно искать внизу или вверху?
— Дети, во время путешествия внимательно смотрите на деревья, на крыши домов. Кто увидит сосульки, расскажет всем.
Дети вместе с педагогом идут вокруг детского сада в поисках сосулек. Педагог благодарит каждого ребёнка, кто заметил сосульки. С солнечной стороны здания, где больше сосулек, педагог проводит беседу.
— Дети, как вы считаете, почему с этой стороны больше всего сосулек?
— Дети, вы обратили внимание, что с этой стороны здания больше солнца. Это солнечная сторона. Дети, как рождаются сосульки?
— Солнце нагревает снег на крыше, снег тает, превращается в воду, вода стекает с крыши вниз. Ночью, холод замораживает воду, и она превращается в ледяные сосульки. Дети, что происходит с сосулькой днём?
— Сосулька тает и начинает плакать капельками. А что произойдёт с сосулькой ночью?
— Ночью сосулька замёрзнет и станет ещё больше. Дети, почему сосулька растёт вниз, а не вверх?
— Капельки воды притягиваются Землёй. Вода бежит вниз к земле, а ночью замерзает. Сосулька становится длиннее там, где больше капелек. Поэтому сосулька растёт вниз. Дети, что мы узнали о сосульках?
Вывод. Сосулька – ледяная, это замёрзшая вода, которая стекает с крыш на солнечной стороне. Сосульки растут вниз.
Наблюдение «Весна».
Задачи. Формировать представления детей о чередовании времён года. Расширять знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— Сейчас по календарю весна. Дети, а какое время года было перед весной?
— Перед весной была зима. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Фёдор Тютчев
— Дети, почему злится зима?
— Зима не хочет нас покидать. Загостилась у нас зима, но пора и честь знать. Дети, что изменилось в природе ранней весной?
— Солнце пригревает, холод и стужу прогоняет, снег оседает, от тепла тает. Дети в какое время суток весна сильнее днём или ночью?
— Днём весна, ночью зима. Дети, как вы думаете, почему?
— Днём весне солнце помогает, а ночью солнышка спит. Зима ночью стужу да холод посылает, всё вокруг замерзает. Дети, что мы узнали о весне, как времени года?
Вывод. Весна – это время года, которое наступает после зимы.
Исследование «Осторожно – сосулька!»
Задачи. Расширять представления детей о свойствах льда. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать познавательную активность детей.
Материал к исследованию. Педагог приносит на участок несколько сосулек.
Исследование.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а весною,
С крыш свисает не висюлька,
А ледяная… Сосулька.
Педагог показывает детям сосульки.
— Дети, исследования начинаем, тайны сосулек отгадаем. Что такое сосулька?
— Сосулька – это замёрзшая вода. Дети, как нам это доказать?
— Если сосульку положить на солнце, она начинает тает. Или поддержать сосульку тёплой рукой. Педагог кладёт одну сосульку на тёмную поверхность на солнечном месте. Другую маленькую сосульку держит в руке.
— Дети, сосулька какая? Дети обследуют сосульки.
— Сосулька ледяная, твёрдая, гладкая, хрупкая, прозрачная. Дети, где чаще всего появляются сосульки?
— Сосульки растут на краях крыш. Дети, если большая сосулька упадёт с крыши на человека, что произойдёт?
— Сосульки твёрдые, на конце острые, как нож. Если сосульки упадут на человека, они его поранят или убьют. Дети, как опасности нам избежать, от сосулек не пострадать?
— Когда из подъезда выходим, нужно посмотреть вверх, не висят ли сосульки на карнизе. Быстро проходим опасные места. Не стоим близко к дому, так как сверху падают сосульки. Дети, а что ещё может упасть с крыши?
— Весной с крыш домов, балконов соскальзывает снег. Снег весной мокрый, тяжёлый. Дети, сосульки такие красивые, прозрачные, похожи на леденец. Как вы считаете, можно сосульки брать в рот и сосать? Почему?
— Зимой грязь из воздуха оседала на крыши домов. Сосульки – это растаявший грязный снег с крыши. Сосульки внутри незаметные бактерии и вирусы хранят, заразит вас они хотят. Дети, сосульки в рот не берите, здоровье своё сберегите. Дети, можно ли сосульками играть в снежки? Почему?
— Сосулька тверда, больно ударит она. Дети, напомню вам правила безопасности.
Правила собственной безопасности весной.
1. Близко с домом не играем, сосулек и снегопада с крыши избегаем.
2. Сосулька вирусов полна, не кушаем её, друзья.
3. Сосульки не кидаем, твёрдая она, не забываем.
4. За малышами наблюдаем, от опасности малышей спасаем.
— Дети, что мы узнали нового о сосульке?
Вывод. Сосульки опасны. Дети, опасности избегайте, правила безопасности соблюдайте.