Наталья Ивановна Савенкова
Картотека подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие сенсорных систем.
«На ощупь»
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.
Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.
Инструкция. В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ручка, пробка от бутылки, катушка ниток, ложка, шарик и прочее. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
«Лучший нос»
Цель: развитие обоняния.
Публикация «Картотека подвижных игр» размещена в разделах
Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, перцем, луком и т. п.
Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.
«Угадай, что пропало»
Цель: развитие сенсорной памяти.
Инструкция. Ведущий раскладывает 8-10 различных предметов, которые детям нужно запомнить за 20-30 секунд. Затем одному из играющих завязывают глаза, ведущий убирает один предмет, а ребенок, развязав глаза, должен угадать, что убрали. Побеждает тот, кто даст правильный ответ.
«Где стереть?»
Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.
Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.
Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые называет ведущий ( например: сначала левый глаз, затем правое ухо, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Игры с бегом.
«Догони колокольчик»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Инвентарь: колокольчик.
Инструкция. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает, а остальные дети стараются окружить его, сомкнув руки. Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры. Пойманный игрок проигрывает. Колокольчик вручается наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.
«Золотая рыбка»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Инвентарь: два браслета или другие звучащие предметы.
Инструкция. Игровую площадку следует обозначить осязательными ориентирами. Назначается водящий – «рыбак» (он надевает на руку браслет). «Рыбак» начинает ловить «рыб». Первая пойманная рыбка присоединяется к рыбаку, взяв его за руку. Образуется «невод», и они продолжают ловить рыб уже вдвоем. Если рыбакам удается догнать рыбку и схватить ее свободными руками так, чтобы рыбка оказалась в неводе, она считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к неводу. Последний пойманный игрок – «золотая рыбка».
«Коршун и наседка»
Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.
Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, веревка.
Инструкция. Из играющих назначается коршун и наседка, все остальные – цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую веревку. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встает лицом к наседке на расстоянии 2 метра.
По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыпленка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыпленок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыпленка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.
Подвижные игры для слабовидящих детей.
«Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение узнавания формы и названия геометрических фигур.
Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник).
Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.
«Нади мячик»
Цель: развитие у детей способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.
Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).
Инструкция. Ведущий прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски, прислушиваясь к звуку мяча.
«Горячий мяч»
Цель: развития внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Инвентарь: озвученный мяч.
Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передаются из рук в руки. Уронивший мяч, выбывает из игры.
«Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и ассиметричных движений.
Инвентарь: две гимнастические палки.
Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх – вниз, вперед – назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».
«Попади в мишень»
Цель: развитие слуховой памяти и меткости.
Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.
Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью. Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самом мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.
«Чем играем»
Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.
Инвентарь: предметы, издающие различные звуки: колокольчики, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи и прочие.
Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков по сигналу водящего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, бить в бубен). Водящий должен определить, каким предметом издается звук. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
«Узнай по голосу»
Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу, приговаривая:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто назвал тебя, узнай.
С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.
Игры с мячом.
«Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
Инвентарь: два озвученных мяча.
Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3- 4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
«Удочка»
Цель: развитие слуха, ловкости, быстроты реакции.
Инвентарь: веревка, на конце которой прикреплен мешочек с песком или металлическая цепочка (для озвучивания).
Инструкция. Все играющие «рыбы» выстраиваются в круг, ведущий-«рыбак»-становится в центре круга с веревкой в руках. Он крутит веревку так, чтобы мешочек проходил под ногами стоящих в кругу; играющие, стараясь не задеть «удочку», подпрыгивают, когда она приближается к их ногам, ориентируясь на звук. Задевшие удочку получают штрафное очко. Выигрывает тот, кто не попадется на удочку.
«Догони меня»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на звук.
Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью озвученного мяча он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот, догоняет ведущего, ориентируясь на звук.
Подвижные игры для слабослышащих детей.
«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»
Цель: развитие внимания.
Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:
«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;
«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;
«Вода» - выполняют движения, имитирующие волны.
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в кругу последним.
«Запрещенный цвет»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Инвентарь: 10-20 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона.
Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
«Веревочка»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики рук.
Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.
Инструкция. Игроки делятся на команды. Каждой команде дается задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, елочку и прочее. Игроки, веревочкой «рисуют» предмет. Выигрывает та команда, наиболее точно изобразившая заданное.
«Поймай мяч»
Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.
Инвентарь: один мяч среднего размера.
Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
«Зеркало»
Цель: развитие внимания и воображения.
Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:
• Повторение одиночных движений вслед за ведущим.
• Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.
• Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.
Лучший игрок определяется общим голосованием.
Подвижные игры для детей с нарушениями интеллекта.
«Что пропало»
Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и прочее).
Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибается меньшее количество раз.
«Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопления количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, в стороны, вниз). Дети должны выполнить те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
«Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Инвентарь: повязки для глаз.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывать волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
«Зоопарк»
Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.
Инвентарь: обручи или мел.
Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч или круг, нарисованный на полу.
Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?». Сидящие там «звери» должны показать мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так – от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой, исполняя песенку:
Вот поезд наш едет, гудит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.
Уу – уу – уу- уу – уу.
Но вот остановка (дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют песенку.