Эрна Умняшкина
Картотека подвижных игр 1,5–3 года
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека подвижных игр для детей 1,5 - 3-х лет.
Развитие бега, прыжков
Воронята (2-3 года)
Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.
Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, игрушка-собачка.
Публикация «Картотека подвижных игр 1,5–3 года» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят, в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята зани-мают свои гнездышки, а взрослый читает стихи:
Воронята крепко спят, все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре, будут каркать во дворе.
В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:
Полетели, полетели, воронята полетели,
Кар-кар, кар-кар!
Вышла Таня на дорожку, клювами стучали.
Воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали, все до крошки поклевали.
Тук-тук-тук, тук-тук-туй,
Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»
Взрослый берет собачку и говорит:
Тузик по двору гулял, вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!». Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.
Мой веселый, звонкий мяч (2 года 6 месяцев - 3 года)
Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действо-вать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.
Содержание игры. Взрослый читает стихи:
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой! (С. Маршак)
Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пру-жинку».
Зайчик в домике (2-3 года)
Задачи. Упражнять детей в прыжках; учить сильно отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.
Содержание игры. Обручи лежат на полу - это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. По сигналу взрослого «Серый волк!» бегут в свои домики. Затем игра продолжается. В игре может участвовать один ребенок или несколько детей. Воспита-тель хвалит детей: «Молодцы, зайчата! Все убежали от волка!»
Птички в гнездышках (2-3 года)
Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внима-ние.
Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высо-той 5-10 см, расположенные на одной стороне комнаты, площадки.
Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахи-вают крылышками, приседают, клюют зернышки.
По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.
Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!»- раскрывает зон-тик, а дети-птички на этот сигнал прячутся и гнездышки.
Г
Догони мяч (2 года 6 месяцев - 3 года)
Задачи. Совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.
Содержание игры. Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги!» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в раз-ных направлениях.
У медведя во бору (2-3 года)
Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных напряжениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действий детой.
Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведи вначале может выполнять взрослый, например помощник нос миттеля. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.
На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение: У медведя во бору, грибы, ягоды беру, а медведь си-дит и на нас рычит. Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.
Ориентировка в пространстве
Колокольчик (1 год 6 месяцев - 2 года)
Задачи. Учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.
Содержание игры. Взрослый привлекает внимание детей звучанием колокольчика, по-казывает его детям, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Дети могут приговаривать: «Динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звеню». До-бежав до противоположной стороны комнаты, взрослый быстро поворачивается, садит-ся на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и го-ворит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».
Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает возможность всем позвонить в коло-кольчик
Прятки (1 год 6 месяцев - 3 года)
Задачи. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; развивать и поддержи-вать интерес к общению со взрослыми; совершенствовать ходьбу.
Варианты игры
1. Взрослый прячется от ребенка и кричит: «Ay, ay!». Ребенок находит его (для детей 1 года 6 месяцев - 2 лет).
2. Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит его (для детей 1 года 6 месяцев - 2 лет).
3. Ребенок прячется, а взрослый ищет его и поет песенку:
Я по комнате хожу, Машу я не нахожу.
Ну куда же мне идти? Где мне Машеньку найти?
После этих слов ребенок кричит: «Ay, ay!» Взрослый находит его (для детей 2 лет 6 ме-сяцев - 3 лет).
Лиса и цыплята (3 года)
Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направлении; развивать внима-ние; побуждать к самостоятельности; поощрять действия детей, вызывать у них чувство радости от успешных действий.
Содержание игры. Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Взрослый говорит, а дети выполняют действия:
Впереди из-за куста, смотрит хитрая лиса. (Цыплята настораживаются.)
Мы лису обхитрим, тихо-тихо убежим. (Цыплята бегут на носочках за обозначенную черту.). Взрослый следит, чтобы цыплята убегали только после слов «Тихо-тихо убе-жим».
Вариант игры. Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбираться на бревнышко, подлезать под веревку, сетку и т. п. Иногда дети возбуждаются после проведения по-движных игр с бегом, прыжками. В этом случае целесообразно провести игру малой по-движности, которая успокоит детей, расслабит, приведет их организм в норму.
Игры малой подвижности.
Автомобили (2-3 года)
Задачи. Учить двигаться, сохраняя направление; выполнять действия в разных услови-ях; поддерживать интерес к движениям; развивать внимание, умение действовать в кол-лективе; закреплять представления о цвете, форме предмета; вызывать чувство радости от общения со взрослыми и со сверстниками.
Материал. Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих, дорожки разного типа, круги, квадраты, треугольники из картона (гараж).
Содержание игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой - га-ражом. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблю-дая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого «Автомобили, в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.
Варианты игры:
1. Автомобили могут ехать по мосту (доске, лежащей на полу, по извилистой дорожке, по мягкой дорожке (болото) и т. п.
2. У каждого автомобиля может быть свой гараж в виде круга, треугольника, квадра-та. Гараж может быть обозначен цветным флажком, в этом случае дети запоми-нают, какой формы или цвета их гараж.
Птички и автомобили (2-3 года)
Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхно-сти; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимо-действию со сверстниками.
Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмблемы автомобиля, ска-мейка, кубы или другие предметы.
Содержание игры. Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги.
Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на до-рогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая пре-пятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.
Развитие равновесия
Снежинки кружатся (2-3 года)
Задачи. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия.
Содержание игры. Дети изображают снежинок. Взрослый говорит: «Вот снежинки спустились с неба на землю». Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На сло-ва взрослого «Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!» снежинки поднимают-ся и кружатся вначале медленно. Взрослый говорит: «Но вот ветер дует все сильнее». Дети кружатся сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого «Вот ветер стал утихать!» замедляют движение и присаживаются на корточки.
По ровненькой дорожке (1 год 6 месяцев - 2 года)
Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворе-ния; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.
Материал. Дорожки разной длины (1-2,5 м) и ширины (15-30-60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30-40 см.
Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответ-ствии с текстом:
1. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, раз-два, раз-два (идут по дорожке.)
2. По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам,
раз-два, раз-два (прыгают.)
3. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.
Устали наши ножки, устали наши ножки.
Вот наш дом, в нем мы живем (останавливаются).
Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки.» И т. д.
Укрепление позвоночника, мышц туловища
Попади в обруч (1 год 6 месяцев - 3 года)
Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удоволь-ствие от выполненного движения.
Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1 - 1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добе-жать до мяча, взять его и опять бросить.
Мышки спрятались (3 года)
Задачи. Развивать мышцы позвоночника и плечевого пояса; побуждать к самостоятель-ности; развивать подражание; вызывать чувство радости от выполненных движений.
Содержание игры. Ставится скамейка, дети изображают мышек, встают на колени за скамейкой на некотором расстоянии от нее. По сигналу взрослого «Кошка спит» они кладут кисти рук и предплечья на скамейку (позвоночник прогибается) и находятся в этом положении 1,5-2 с. Затем взрослый дает сигнал: «Кошка проснулась!», мышки опять прячутся за скамейку. Игра повторяется 4-5 раз.
Игры на подражание
Птичка (1 год 6 месяцев - 2 года)
Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вы-зывать радость от общения со взрослыми.
Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:
Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай, улетела птичка - ай!
После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.
Зайка беленький (2-3 года)
Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреп-лять знания о цвете, форме; развивать внимание; поддерживать интересу движениям; по-буждать к самостоятельному выполнению движений; вызывать положительные эмоции.
Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей, флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.
Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:
1. Зайка беленький сидит, он ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит. (Дети присаживаются на корточки свободном построении и шевелят руками, изображая ими уши зайца.)
2. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть. (На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» де-ти хлопают в ладоши.)
3. Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок, надо зайке поскакать.
(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)
4. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг. и убежал. (взрослый хлопает в ладоши, зайки бе-гут в свои домики). Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.
Мышки
Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоя-тельность, инициативу детей.
Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. Ни слова взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то рано, посмотреть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» - мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен, убежали мышки вон» - дети убегают. Дети должны стараться действовать в соот-ветствии со словами взрослого.
Кошечка (1 год 6 месяцев - 3 года)
Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается, затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбираться на диван, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т. п.
Игры на развитие лазания
Перелезь через бревно (2 года - 2 года 6 месяцев)
Задачи. Совершенствовать лазанье и умение преодолевать препятствия; развивать круп-ные мышцы туловища; развивать умение ориентироваться в пространстве; вызывать по-ложительные эмоции от игры/и общения со взрослым и сверстниками. Содержание игры. Детям предлагают пойти в гости к зайчику. Взрослый объясняет, что, для того чтобы попасть к нему, надо пере лезть через бревно. Дети перелезают че-рез бревно, играют с зайчиком (прыгают, играют в догонялки, но вот приходит время возвращаться домой, и малыши опять перелезают через бревно. Игра повторяется 3-4 раза.
Заинька (2 - 3 года)
Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание пес ни и выполнять дви-жения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.
Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и пока-зывает движения:
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой!
Вот так, топни ножкой, вот так, топни ножкой!
Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:
Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши! Дети хлопают в ладоши.
Заинька, повернись, серенький, повернись!
Вот так, бей в ладоши, вот так, бей в ладоши!
Вот так, повернись, вот так, повернись! Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе.
Заинька, попляши, серенький, попляши!
Вот так, попляши, вот так, попляши! Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как мо-жет.
Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!
Вот так, поклонись, Вот так, поклонись! Дети кланяются, разводя руки в стороны.
При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, ко-гда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, ко-гда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка - Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту пе-сенки.
Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет сму-щаться, выполняя движения. Если введена роль Заиньки, можно добавить еще один куп-лет:
Заинька, выбирай, серенький, выбирай!
Вот так, выбирай, вот так, выбирай! Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра по-вторяется. Песню воспитатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, что-бы пение соответствовало темпу движений детей.
Проползи в воротики (2 - 3 года)
Задачи. Учить детей ползать под предметами, не задевая их; побуждать к самостоятель-ному выполнению движений; поощрять малы шей за успешные действия.
Содержание игры. На расстоянии 4 м от детей располагается стойка с подвешенной на уровне роста ребенка сеткой. У стойки на полу лежит большой мат. На расстоянии 2,5 м от ребенка располагается дуга - ворота. Взрослый предлагает малышу проползти на четвереньках под дугой, доползти до мяча, поднять его и положить в сетку.
Вариант игры. Можно расставить двое-трое ворот для включения в игру сразу 2-3 де-тей.
Кошка и цыплята (2 года 6 месяцев - 3 года)
Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.
Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый, с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрос-лый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) - действуют по своему усмотрению.
Курочка квохчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята насто-раживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:
На скамейке у окошка, улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать. Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.
Варианты игры.
1. Для обогащения двигательного опыта детей можно включать разнообразные, но уже знакомые им движения, например подлезание под веревку.
2. Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.