Новикова Ирина Алексеевна
Картотека «Опыты с водой для дошкольников»
ОПЫТ «Можно ли склеить бумагу водой?»
Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.
А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно. Вывод: вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
ОПЫТ «Росток»
Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Публикация «Картотека „Опыты с водой для дошкольников“» размещена в разделах
Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.
Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.
Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.
ОПЫТ «Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
ОПЫТ «Вкус воды»
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ «Запах воды»
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
ОПЫТ «Цвет воды»
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ «Живая вода»
Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
ОПЫТ «Испарение»
Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.
ОПЫТ «Вода. Форма капли»
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капель ницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
ОПЫТ «Вода способна испаряться»
Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.
ОПЫТ «Пар – это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Литература:
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Издательство «Мозаика-синтез», 2016.
Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Экспериментирование. – СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
Нищева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.
Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания». Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПБ. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.
Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» – М. : «Мозаика-синтез», 2010;
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. – СПб. Издательство «Детство-пресс», 2016.