МААМ-картинки

Картотека наблюдений за насекомыми

Бельтюкова Галина
Картотека наблюдений за насекомыми
▼ Скачать + Заказать документы

1. Наблюдение за пауком.

Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;

Формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (паук)

На кусты туман набросил

Золотистые шелка,

На опушке, возле сосен,

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно.

Нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб над стеблями бурьяна

Публикация «Картотека наблюдений за насекомыми» размещена в разделах

Вместе с ветром пролететь.

- У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

- Когда лапы на дорожке

Ходят – это мои ножки,

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку,

Ес

Или я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки! И. Лопухина

Ползала букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях

Угадайте, дети:

Кто расставил сети (паучок)

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок.

В новом месте, на осинке

Свяжет сети (паучок)

- Как выглядит паук?

- Как он передвигается?

- Как живет и чем питается?

- Как паук ловит насекомых?

- Есть ли враги у паука?

- Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

- Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

- Где зимуют пауки?

- Какую пользу приносят пауки?

- Как часто плетут пауки паутину? (каждый день)

- Когда у пауков появляются малыши? (в конце лета)

- Где выходятся новорожденные паучки?

(мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в нем несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются новорожденные паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама – паучиха кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя и ветра).

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука

Восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки – хищники, они питаются другими насекомыми : мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети – паутины. На зиму паучки забиваются в щели в коре, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине – жди сухих солнечных дней.

2. Наблюдение за муравьем.

Цели:

- расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

- вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает загадку и предлагает ответить на вопросы.

Он – работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей)

Сладко пахнут сосной смолой

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того встают на рассвете

Работящий лесной муравей.

- Как выглядит муравей?

- Как они передвигаются?

- Чем питаются?

-

- Как называется муравьиный дом?

- Из чего муравьи строят свой дом?

- Какие враги есть у муравьев?

- Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравьях вы знаете?

- Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей – самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

3. Наблюдение за мухой

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи;

- формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения:

Муха, муха – надоеда,

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Хлеб нарезан – можно есть.

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

С хоботом, а не слон,

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (муха)

Муха над нами

Вверх ногами.

Ходит – не страшится,

Упасть не боится.

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

Воспитатель задает вопросы.

- Как выглядит муха?

- что позволяет ей ловко ползать по стеклу, стенам и потолку?

- Чем питается муха?

- Есть ли дом у мухи?

- Почему мух называют вредными насекомыми?

- Какие враги есть у мухи?

- Какие песни, стихи, загадки о мухе вы знаете?

- Есть ли у мухи нос? (у насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам и усикам. Усики – важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи).

- Чем кушают мухи? (хоботком)

- Сколько глаз у мухи? (два вида глаз – простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу)

Муху видел каждый. У нее огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому к ней нелегко подобраться.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Мухи очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные микробы. Мухи разносят многие тяжелые инфекционные болезни. У них много врагов: пауки, лягушки, жабы, ящерицы.

4. Наблюдение за майским жуком.

Цель:

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения:

Чок-чок-чок-чок!

Прилетел в сад жучок.

На березу сел –

Все листочки съел.

Позову скворцов

Со всех концов,

Позову грачей –

Летите скорей!

Жука проглотите

И сад мой спасите!

Воспитатель задает детям вопросы.

- Как выглядит майский жук?

- Как он передвигается?

- Где живет майский жук?

- Чем питается майский жук?

- Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?

- Где зимуют майские жуки?

Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго – три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи – все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

5. Наблюдение за божьей коровкой.

Цель:

- расширять знания представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;

- воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения:

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом

Ползает по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку,

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!

Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы.

Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (божья коровка)

- Как выглядит божья коровка?

- Как она передвигается?

- На кого охотятся божьи коровки?

- Где они живут?

- Какую пользу приносят божьи коровки?

- Где они живут?

- Какие стихи, загадки, песенки вы знаете о божьей коровке?

У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на дальние расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а над ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья.

Окраска божьей коровки предупреждающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные.

Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещами, личинкам жуков-листоедов.

Божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу.

На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

6. Наблюдение за комаром.

Цели:

- расширять представления об особенностях внешнего вида комара;

- формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (комар)

- как выглядит комар?

- как он передвигается?

- есть ли у комара уши?

- чем питаются комары?

- почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?

- почему комаров называют вредными насекомыми?

- какие враги есть у комаров?

- какие загадки и сказки о комарах вы знаете?

Надо мной комарик вьется

И звенит звенит, звенит,

Коровушки моей напьется

И в окошко улетит.

У комара тонкое тело, слабы ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких устков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах.

Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.

Комары – вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

7. Наблюдение за стрекозой.

Цели:

- расширять знания о внешнем виде стрекозы;

- воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод,

Мы, быстрокрылые стрекозы,

Здесь водим хоровод,

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза,

Называют ее … (стрекоза).

- как выглядит стрекоза?

- Как она передвигается?

- почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?

- где живет стрекоза?

- на кого она охотится?

- чем питаются?

- есть ли у стрекозы враги?

- какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете?

У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранять нудное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти

незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.

Стрекоза – хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых, которых хватает на лету цепкими лапками.

Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.

8. Наблюдение за бабочкой.

Цели:

- на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки.

- воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Звенят ручьи в апреле,

Ласкает солнце нас,

На луг мы прилетели

И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим –

Красив на них узор,

Мы кружимся, порхаем –

Какой кругом простор!

Душистыми цветами

Весна встречает нас,

И кажется что с нами

Весь луг танцует вальс!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).

- как выглядит бабочка?

- как она передвигается?

- чем питается бабочка?

- какую пользу приносят?

- есть ли дом у бабочки?

- есть ли у нее враги?

- какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками и волосинками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочки есть враги – птицы и пауки.

Публикации по теме:

Картотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на июль месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на июль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на январь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на октябрь в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на октябрь в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека.

Картотека наблюдений в осенний период Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Картотека наблюдений в зимний период Наблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.

Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний периодМетодика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: - проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; - формировать у детей умение наблюдать характерные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека наблюдений за насекомыми
Опубликовано: 5 февраля 2021 в 09:00
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека наблюдений за насекомыми» (включая файлы) размещена пользователем Бельтюкова Галина (УИ 2563037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД