Валентина Кириллова
Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Зима
▼ Скачать + Заказать документы
ЗИМА
Наблюдение № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.
Загадка: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.
Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т. д.)
Публикация «Картотека наблюдений для детей 6–7 лет, Зима» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Планирование зимних прогулок
- Подготовительная группа
- Темочки
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения
Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам.
Н. Асеев
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
Воспитатель задает детям вопросы.
За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
Какие защитные свойства у снега?
Найдите на нашем участке приметы зимы.
Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижные игры: Игра в снежки.
Цель: закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Наблюдение № 2
Наблюдение за ветром
Цели:
расширять и углублять знания о неживой природе;
формировать интерес к природным явлениям.
Ход наблюдения
Ветер дул всю ночь,
Шумели ели,
Морщинилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда,
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Трудовая деятельность
Постройка горки.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подвижные игры «Кто самый меткий?».
Цели:
упражнять в метании предметов;
развивать глазомер. «Зарисуй дерево».
Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.
Индивидуальная работа
«Найди предмет».
Цели:
закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
находить предмет по описанию.
Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.
Стихотворение А. Каминчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее.
Наблюдение № 3
Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
Стихотворение М. Сухоруковой «Декабрь студеный»:
Как на речке изумрудные мосты,
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметенном студеном декабре
Семь погод все куролесят на дворе.
Трудовая деятельность
Уход за растениями, растущими на участке.
Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.
Подвижные игры
«Волк во рву», «Мышеловка».
Цели:
учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;
развивать быстроту, ловкость, выносливость.
Индивидуальная работа
Лазанье. Цели:
развивать координацию движений;
воспитывать смелость, решительность.
Наблюдение № 4
Наблюдение за воробьем
Цели:
продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
формировать пред
тавление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)
Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору
Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.
Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду. Подвижные игры «Попади в цель».
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения. «Встречные перебежки».
Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на Друга.
Индивидуальная работа
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Наблюдение № 5
Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».
Стихотворение И. Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится,
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Трудовая деятельность:
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
Подвижная игра «Снежная карусель».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Наблюдение № 6
Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.
Дидактическая игра «Кто больше?»:
Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые)
Стихотворение С. Баруздина «Снежинки»:
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра
«Что растет в родном краю?».
Цели:
закреплять названия деревьев;
формировать словарный запас;
прививать бережное отношение к природе.
Наблюдение № 7
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цели:
на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по
веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Трудовая деятельность
Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
Подвижные игры «Птицы и кукушка».
Цели:
развивать ловкость, быстроту;
выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Дидактическая игра «Кто больше?»
Какой снег зимой (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).
Наблюдение № 8
Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.
Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке младших групп.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры «Бездомный заяц».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
«Следопыт».
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
Наблюдение № 9
Наблюдение за трудом дворника
Цели:
продолжать наблюдения за работой дворника;
способствовать обогащению словаря;
воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Что делает дворник зимой на территории детского сада?
Какие орудия труда он использует для работы?
Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
Нужна ли работа дворника людям и природе?
Трудовая деятельность
Строительство горки из снега для кукол.
Цели:
— учить трудиться сообща;
— воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Два мороза», «Горелки».
Цели: упражнять в беге;
закреплять умение соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах.
Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;
развивать ловкость, выносливость.