Плехова Мария
Картотека наблюдений за птицами
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за воробьем (1)
Цель: сформировать у детей знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Задачи:
Образовательные: уточнить представление о воробье, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.
Развивающие: развитие внимания, наблюдательности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, любовь к природе.
Ход наблюдения:
Публикация «Картотека наблюдений за птицами» размещена в разделах
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
В: Ребята, сегодня мы будем наблюдать за птичками. А за какими птицами, вам подскажет моя загадка. Слушайте внимательно.
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца.
Д: воробей
В: Да, верно. Воробьи. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
Д: Зимующие птицы.
В: Чем отличаются перелетные птицы от зимующих?
Д: У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв
В: Какие птицы не улетают от нас на зиму?
Д: Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.
В: Чем питаются воробьи в зимнее время?
Д: Крошками, зернышками.
В: Почему зимующих птиц надо подкармливать?
Д: Корма им не хватает.
В: Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой.
Д: Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.
В: Почему воробьи селятся рядом с человеком?
Д: Чтобы прокормиться и согреться возле него.
В: Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать?
Д: Отчистить от снега место для корма.
В: Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Наблюдение за воробьем (2)
Цель: продолжать закрепление знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.
Задачи:
Образовательные: закрепить представление у детей о воробье, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.
Развивающие: развитие внимания.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, любовь к природе.
Ход наблюдения:
В: У меня есть дружок-воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги.
В: Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
В: Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами?
Д: Потому что они всегда летают стайкой.
В: Если какому-нибудь воробью посчастливится найти корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим.
Д: да, посмотрим.
В первую кормушку мы положим сало, во вторую - хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев?
Д: Возле третьей, где зернышки.
В: Какой корм они охотнее поедают?
Д: Зерно.
В: Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
Д: больше корма, появляются птенцы
В: Где любят жить воробьи - в лесу или по соседству с человеком? Почему?
Д: зимой – около человека, так как пищу сложно достать
В: Кого боятся воробьи?
Д: кошек, собак
В: Чем они питаются весной?
Д: насекомыми, семенами
В: Как люди должны заботиться о птицах зимой?
Д: подкармливать зерном, чтобы не замерзли!
В: предлагаю наших воробушков покормить!
Наблюдение за синицей
Цель: сформировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать их по внешнему виду.
Задачи:
Образовательные: закрепить представление у детей о синице, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.
Развивающие: развитие внимания.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, любовь к природе.
Ход наблюдения:
Хоть по меньше воробья
Не боюсь зимы и я.
Всем известно это птичка
А зовут ее ___
На кормушку к нам зимой
Прилетает птичка с желтой грудкой пуховой –
Шустрая синица
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки
Яркая как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка
А зовут ее синичка.
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой желтой всем знакомы,
Ищут сала на балконах.
Часто к нам в окно стучат.
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы.
Называются синицы!
Д: синичка
В: Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
Будь смелее, не робей!
Приглашает воробей.
В: Как выглядит синичка?
Д: у нее желая грудка, черная шапочка на голое и крылья черные
В: Как передвигается?
Д: летает
В: Чем питается?
Д: любит сало
В: Где зимует синичка?
Д: около людей
В: Как человек заботится о ней?
Д: подкармливает
В: Как люди отмечают «Синичкин» день?
Д: вешают кормушки, угощенья – кусочки сало
В: Веселая синица
Веселая синица
Морозов не боится.
Даже в минус двадать пять
Любит песни распевать.
В: Посмотрите, сколько синиц прилетел в птичью столовую. Почему синички прилетели к нам?
Д: в поисках корма не подлетают близко к человеку, осторожно, перелетают с места на место
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей (1)
Цель: научить детей сравнивать воробья с синицей, познакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Задачи:
Образовательные: закрепить представление у детей о синице и воробье, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.
Развивающие: развитие наблюдательности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, любовь к природе.
Ход наблюдения:
В: Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
В: Что у птиц общего?
Д? Остались зимовать, держатся по одиночке.
В: Чем отличается воробей от синички?
Д: У синицы клюв тонкий, ест насекомых; у воробья клюв толстый – питается зерном; цвет перьев разный, поведение у птиц разное.
В: Чем питаются эти птицы?
Д: Воробьи – всеядные, едят зерно и насекомых. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.
В: Синица - птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края?
Д: Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.
В: Почему же воробьи так любят соседство с людьми?
Д: Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей (2)
Цель: научить детей сравнивать воробья с синицей, познакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Задачи:
Образовательные: закрепить представление у детей о синице и воробье, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.
Развивающие: развитие наблюдательности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, любовь к природе.
Ход наблюдения:
В: Как ведут себя эти птицы на кормушке?
Д: Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.
В: Расскажите о повадках воробья и синицы?
Д: Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы - осторожные и пугливые
В: Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица - всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы?
Д: Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.