Светлана Доможирова
Картотека игр по развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о величинах и их измерении
▼ Скачать + Заказать документы
1 «Игра с кругами»
Воспитатель, показывая детям круги, уточняет, какие они по величине. После этого раздает их детям. Получая круг, ребенок должен сказать, большой он или маленький. Затем педагог предлагает детям, которые получили большие круги, построиться слева, а остальным — справа. Теперь они должны выполнить следующее задание: взять в левую руку большие круги, а в правую — маленькие. Поднять круги вверх. Опустить руки вниз. Положить большие круги в большую коробку, а маленькие — в маленькую коробку. Уточнить, сколько каких кругов в коробках.
2 «Телефон»
Публикация «Картотека игр по развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о величинах и их измерении» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
На большом стуле сидит мишка, на маленьком — кукла. Воспитатель вызывает двух детей и встает с ними в один ряд. Одному из них тихо говорит: «На большом стуле — мишка».
Ребенок передает это соседу. Тот подходит и берет мишку
3 «Узнай форму предмета»
Дети сидят за общим столом.
У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой.
Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе.
И так до тех пор, пока не будут закрыты фигурц'в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель. {>.
4 «Пузырь»
Дети с воспитателем образуют круг. Все вместе говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся».
Затем начинают отходить назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:
5 «Лопни, пузырь!»
По сигналу дети отпускают руки и, приседая на корточки, говорят: «Хлоп».
После чего ребята снова берутся за руки и двигаются к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Пузырь сдувается.
Попробуйте вместе с детьми прокомментировать происходящее: «Пузырь сначала раздулся, увеличился, а затем лопнул, уменьшился».
Игра повторяется 2—3 раза.
6 «Три медведя»
Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Оборудование. У В. силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.
Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида : три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает' : «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).
7 «Игра с пирамидкой»
Кольца пирамидки воспитатель рассыпает на столе, вокруг которого сидят 2—3 ребенка.
Первый вариант. Воспитатель показывает самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо».
Ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше» и т. д.
Последний ребенок кладет самое маленькое кольцо. Он и собирает пирамидку, нанизывая одно кольцо за другим.
Второй вариант. Один из детей, тот, кто хочет начать игру, выбирает самое большое кольцо и говорит, что оно самое большое. А дальше игра продолжается, как в первом варианте.
Третий вариант. Воспитатель предлагает детям разложить кольца от самого маленького до самого большого, и наоборот: от самого большого до самого маленького.
8 «Оденем кукол красиво»
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель предлагает им взять куклу на прогулку: «Какую куклу мы возьмем?» Выслушивает ответы детей.
— Чтобы она не замерзла, ее надо одеть. Кто принесет ее одежду?
Взрослый заранее подбирает платье или пальто меньшего размера. Ребенку, которому поручено надеть кукле платье, не может это сделать. Почему? Оказывается, что платье узкое. Тогда приносят другое платье.
Таким образом, дети убеждаются, что одежду надо сначала примерить, а потом, если она подойдет, надеть ее.
Когда кукла будет одета, остается подобрать ей шарф. Прикладывая один шарф к другому, дети наглядно убеждаются, что один шарф длиннее, а другой — короче, и выбирают тот, который по длине подходит этой кукле.
После того как кукла будет одета, дети берут ее на прогулку.
Можно повеселиться, одев ребенка во взрослый свитер или пытаясь натянуть детскую одежду на взрослого.
9 «Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» - говорит В.