Андреева Ульяна Анатольевна
Картотека игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младшая группа.
Солнечный зайчик
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем
Материалы: маленькие зеркала, солнечный свет
Описание. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам!»
Публикация «Картотека игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Что в коробке?
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы
Материалы: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа
Описание. Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Воспитатель предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Воспитатель спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
Бумага, ее качества и свойства
Цель: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность, свойства (мнется, рвется, режется, горит)
Материалы: различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой
Описание. Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Затем предлагается смять лист бумаги (мнется) ; разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Можно изучить различные виды бумаги.
Древесина, ее качества и свойства
Цель:научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде)
Материалы:деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребенка, что это и из чего сделаны предметы.
Описание. Предлагает определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается — значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины.
Ткань, ее качества и свойства
Цель: научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)
Материалы: образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала
Описание. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется, тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении.
Волшебная рукавичка
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы
Материалы: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом
Описание. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Мы — фокусники
Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом
Материалы: рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри
Описание. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменить его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать).
Сказка о камешке (эксперимент с камнями)
Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми
Материалы: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки
Описание. -На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Тяжёлые камешки плавать не могут. Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!»
Пейте куклы вкусный сок
Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет
Материалы: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой
Описание. Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка. Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И вы ты закройте глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (Дети показывают пальчиком, где какая краска).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?» Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками.
Пенный замок
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена
Материалы: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка У нас из пены на глазах
Описание.
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
Средняя группа.
Пузырьки-спасатели
Цель: выявить, что воздух легче воды, он имеет силу
Материалы: стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки
Описание. Дети наливают минеральную воду в стаканы, бросают в нее несколько кусочков пластилина. Пластилин падает на дно, всплывает и снова опускается на дно.
Пластилин падает на дно, так как он тяжелее воды. И воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина на поверхность воды. Потом пузырьки выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно и т. д. Воздух легче воды и имеет силу, способную выталкивать некоторые предметы из воды.
Растворимость веществ в воде
Цель: помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества
Материалы: стаканы с водой (по количеству детей + 4, сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложечки, кисточки, клеенка
Описание. Педагог предлагает детям посмотреть, что случится с песком, если его насыпать в стакан с водой. В два других стакана педагог поочередно насыпает сахарный песок и соль. Предлагает попробовать детям воду на вкус (просит описать результат). Далее педагог предлагает размешать акварельную краску в стакане с водой. У каждого ребенка — свой цвет.
Педагог спрашивает детей, почему вода стала цветной?
Вода принимает форму
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, резиновая перчатка, широкая миска, ковши, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы
Описание. Перед детьми – таз с водой и различные сосуды. Педагог интересуется – может ли вода иметь какую - то форму? Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (ковшом через воронку). Дети наливают во все сосуды по два ковша воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Где быстрее?
Цель: выявить условия изменения агрегатных состояний воды (лед — вода, вода — лед)
Материалы: варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики
Описание. Педагог и дети изготавливают на прогулке фигурные льдинки, приносят их в группу, рассматривают (они твердые, холодные, выясняют, можно ли их сделать теплыми. Педагог выслушивает предложения детей о том, где можно согреть фигурки, проверяя все предположения (батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей водой, свеча). Одинаковые льдинки помещают в целлофановые мешочки: один берут в руку, другой прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла:
свеча, батарея, рука).
Украсим елочку
Цель: расширять знания о том, что вода замерзает на холоде
Материалы: формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки
Описание. Педагог напоминает детям о приближающихся новогодних праздниках и предлагает украсить елку на участке д/с необычными игрушками – из воды. Спрашивает можно ли из воды сделать украшения и каким образом. Поощряет самостоятельные высказывания детей. Напоминает о превращении воды в лед при воздействии низких температур. Побуждает детей самостоятельно определить способы достижения цели. Вместе определяют алгоритм деятельности: налить воду в емкость – растворить в ней краску понравившегося цвета – налить в формочку окрашенную воду - опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы – вынести на холод. После замерзания опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое. Вместе украсить ель.
Металл. Его качества и свойства
Цель: научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)
Материалы: скрепки, гайки, шурупы, гирьки, магниты, емкости с водой, картинка с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала
Описание. Педагог показывает детям несколько предметов из металла и выясняет, из чего сделаны эти предметы и как дети об этом узнали. Путем ощупывания дети определяют особенности формы, структуру поверхности. Дети рассматривают разные предметы и выделяют характерный блеск. Опускают гайки в воду, кладут на солнечное место, располагают рядом магниты. Педагог показывает картинку с кузнецом в кузнице: и рассказывает, как из металла делают различные вещи: нагревают металл и придают ему необходимую форму. Дети рассказывают по алгоритму о металле.
Металл имеет плотную структуру поверхности, холоден на ощупь, проводит тепло, имеет металлический блеск, тонет в воде, куется при высоких температурах.
Резина, ее качества и свойства
Цель: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)
Материалы: резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала
Описание. Дети рассматривают резиновые предметы, определяют цвет, структуру поверхности (на ощупь). Взрослый предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвращается в исходную позицию, что обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти свойства используют при изготовлении мячей). Взрослый обращает внимание на изменение свойств резины под воздействием света и тепла — появляется хрупкость и липкость (демонстрирует нагревание резины над огоньком спиртовки). Все составляют алгоритм описания свойства резины.
Пластмасса, ее качества и свойства
Цель: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность)
Материалы: пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала
Описание. Взрослый предлагает детям наполненные водой стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрачная. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3—4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий — ломается. Взрослый демонстрирует плавление пластмассы, используя спиртовку. Дети составляют алгоритм описания свойств материала.
Волшебное сито
Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность
Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки
Описание. К детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (Показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?
Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, на столе лежат сита. Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сеется в миску?
Дети рассматривают очищенную манку. Педагог спрашивает: «Как еще можно использовать это волшебное сито?»
• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось в сите? Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу
попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки?
Цветной песок
Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом, научить пользоваться теркой
Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками
Описание. Педагог просит детей отгадать, что у него в мешочках. Дети пробуют определить на ощупь. (В одном мешочке — песок, в другом — кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют свои предположения. Воспитатель и дети вместе рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок? Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой мел на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен?
Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок. Взрослый говорит, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок. Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя (называет имя) порошок? Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают красивый цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? (Будем в группе делать красивые картинки.)
Воспитатель предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: «Как можно быстро найти спрятанный предмет?» Дети предлагают свои варианты. Воспитатель объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка предмета путем встряхивания сосуда.
Что произошло с разноцветным песком? Дети отмечают, что таким образом мы и предмет быстро нашли, и песок перемешали.
Дети прячут в прозрачные банки мелкие предметы, засыпают их слоями разноцветного песка, закрывают банки крышками и показывают, как они быстро находят спрятанный предмет и перемешивают песок.