Людмила Колодкина
Картотека музыкальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОСКОК»
Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага.
Скок, скок - поскок продвигаются вперед
Молодой дроздок, прыжками
По водичку пошел, идут мягким пружинным
Молодичку нашел. шагом
Молодиченька, сужают круг
Невеличенька,
/ Сама с вершок, присаживаются
Голова с горшок. прикладывают ладони к щекам
покачивают головой.
Ход игры
Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка)
Публикация «Картотека музыкальных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Методические рекомендации Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На слова
«сама с вершок» - интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.
«ХЛОПЫ - ШЛЕПЫ»
СЛ. НАРОДНЫЕ
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки.
Ход игры: исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.
/ Хлоп \ раз, хлопок на слово «хлоп»
/ Еще \ раз удар ладошек по коленям
на слово «раз»
/ Мы пох \ лопаем \ сейчас повтор движений
А потом скорей, скорей ритмичные удары ладошек об
Шлепай, шлепай веселей. пол
Методические рекомендации Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.
Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе
«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.
Ход игры:
Тень-\тень, поте \ тень. Ритмичные хлопки по
Села \ кошка под пле \ тень. коленям
Налетели воробьи, Взмахивают кистями рук
«крылышки»
\ Хлопни им в \ ладошки. хлопки
Улетайте воробьи! Грозят пальчиком
Берегитесь кошки!
«КИСКА, БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,
навык заканчивать движение с окончанием текста.
Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь! дети грозят пальчиком
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, шагают на месте
Через киску упадет!
Бах! приседают
Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.
«ПАРОВОЗ»
Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей
Чух, чух, пыхчу, Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте Не хочу.
Колесами стучу, верчу, Садитесь скорее,
Прокачу: чух, чух!
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!
Дождик кап!
Ритмическая речевая игра для средней- старшей группы Развитие чувства ритма
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук
1. Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2. Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям) Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
«АИСТ И ЛЯГУШАТА»
(На мотив белорусской народной польки «Янка»)
Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.
Ход игры:
Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают
Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении
Скачут бойкие ребята- Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит
Погулять, погулять. вокруг
Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся
Чтоб не смог вас отыскать, аист ходит между ними, задевая рукой
пошевелившихся
Методические рекомендации На слова «. погулять, погулять /» должна быть небольшая пауза (остановка, голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово.
ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА»
Задача: развитие чувства ритма.
Ход игры:
Лягушата все по лужам Шлеп-шлеп-шлеп, дети делают шлепки
шлеп-шлеп-шлеп! по коленям
А ребята по дорожке- То-топ-топ, топ-топ-топ! Перетопы ногами.
Рядом весело идут, Вместе песенку поют:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Хлопают в ладоши
Речевые упражнения
«ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»
Задача: Развитие чувства ритма.
Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку- Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку- Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он- Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон- Кап-кап, кап-кап-кап!
-А какая это шишка? протягивают ладошки вперед
-Я не знаю, - шепчет мишка. пожимают плечами
Научим мишку мы считать:
Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их
«МИШКА УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ»
Задача:Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики.
Ход игры:Мишка по лесу гуляет,дети топают
В корзину шишки собирает. переваливаясь с боку на бок
-Шишка раз, шишка два- одной рукой собирают
Положу я их сюда. Складывают в ладонь другой
«ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да,да. те же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.
«ДОЖДИК, ЛЕЙ!»
(русс народ. закличка)
Задача: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Дождик, лей, лей, лей. Помахивают кистями рук
На меня и на людей. Руки к груди и разводят в стороны
На людей по ложке, ладошки сложены в «ложки»- углубления
На меня по крошке, руки к груди и пальцы сложены в щепотку
А на б-а-бу Ягу Руками схватиться за голову, покачать головой
Лей по целому \ ведру. Руки бросить вниз с наклоном туловища
«ЗАВОДИТЕ ХОРОВОД»
Задачи: Воспитывать чувство ритма, закрепления навыка движения по кругу.
Ход игры:
Заводите хоровод В центре круга - ребенок, играющий
Вокруг гармошки - на гармошке. Дети, взявшись за руки идут вокруг него
Выше ручки, останавливаются, поднимают руки вверх
Хлоп в ладошки, один раз хлопают в ладоши.
Топ - топ, ножки! 4 раза топают ногами.
Упражнения повторяются, на гармошке играет другой ребенок.
Три цветка
Дидактическая игра на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный : три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»-
Спящее, плачущее или весёлое, изображающих три типа характера музыки :
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.
Ход ИГРЫ
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Сладкий колпачок.
Дидактическая игра на закрепление пройденного материала.
Игровой материал
Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один- для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод) на карточках- рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка.
Ход ИГРЫ
Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок. А под какой- забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком- угощение. Колпачок с угощениями может находится не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан.
День рождения
Дидактическая игра, на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
Ход ИГРЫ
Муз. Рук. : Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Весёлая гимнастика
Сороконожка
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
1. Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2. Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3. Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4. грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5. И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
ТИХО И ГРОМКО
Главная цель
Развитие выдержки и умения слушать.
Доплнительные цели
Развитие способности прогнозировать события.
Развитие способности концентрировать внимание.
Что понадобится
Равное количество бубенцов и бубнов с тарелочками — по одному инструменту на каждого участника. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество участников
От 6 до 10.
Основной вариант
Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубенцами должна играть тихо, а группа с бубнами — громко. Звучит музыка, и группы соответствующим образом играют.
Замечания
В каждой группе может быть «руководитель», или «дирижер».
Поначалу можно делать перерыв между различными по стилю музыкальными фрагментами.
Возможно, некоторым участникам нужно помочь слушать и ожидать своей очереди, когда играет другая группа.
Другие варианты Можно использовать контрастную музыку — как энергичную, так
и спокойную. У каждой группы может быть своя песня или музыкальная тема
БУБЕНЦЫ И БУБНЫ
Главная цель
Развитие сотрудничества в группе и способности концентрировать внимание
Доплнительны цели
Развитие умения наблюдать.
Развитие умения слушать.
Что понадобится
Равное количество бубенцов и бубнов с тарелочками — по одному инструменту на каждого участника. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество участников
От 6 до 10.
Основной вариант
Участники распределяются по группам соответственно типам инструментов: в одной группе — с бубнами, в другой — с бубенцами. Когда начинает звучать музыка, все танцуют, свободно передвигаясь по комнате. Когда музыка смолкает, участники с бубенцами образуют одну группу, а участники с бубнами — другую. Музыка звучит вновь, группы смешиваются, и все танцуют. Игра продолжается таким же образом
Замечания
Вначале взрослые могут принять участие в игре, чтобы в нужный момент помочь объединению в группы
Другие варианты Можно использовать и другие подходящие инструменты,
задействовать не два, а три вида инструментов.
Развитие слухового восприятия.
ЧТО ЗА ШУМ.
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
МАТЕРИАЛ: аудиозапись с разнообразными шумами, например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего на доске мела и др.
Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы озвучиваются голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их воспроизведет и угадает.
НУ – КА, ПРИСЛУШАЙСЯ!
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
Один из игроков заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по предмету, трет один предмет о другой и т. д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.
ЧЕМ ИГРАЕМ?
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
МАТЕРИАЛ: набор “звучащих” предметов: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.
Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии двух-трех метров. Несколько игроков (три – четыре) по сигналу ведущего подходят к нему поближе со словами “Чем играем?” начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
МАТЕРИАЛ: аудиозапись музыкальных инструментов, либо сами музыкальные инструменты. Картинки с их изображением. На каждой картинке написано название инструмента.
Детям дается послушать музыкальный отрывок в исполнении одного из музыкальных инструментов, отгадать, звучание какого из них они слышали, показать его на картинке.
Если инструменты детям достаточно хорошо знакомы (они их неоднократно слышали, то можно провести другой, немного шуточный вариант игры. Один игрок озвучивает (своим голосом) задуманный им музыкальный инструмент, а другие отгадывают его. Затем игроки меняются ролями и игра продолжается.
УЗНАЙ ПЕСНЮ ПО НЕСКОЛЬКИМ ЗВУКАМ.
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
Ведущий включает магнитофон с самыми популярными песнями и через три-пять секунд выключает. Дети должны назвать произведение. Если оно не отгадано, магнитофон вновь включается на несколько секунд.
ШУМЯЩИЕ КОЛРОБОЧКИ.
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
МАТЕРИАЛ: 10 – 12 коробочек от Киндер-сюрпризов, наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.
Участники игры должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек – материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.
ОПРЕДЕЛИ ПО ЗВУКУ.
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
МАТЕРИАЛ: 3 – 5 стаканов или какая-то другая емкость, в которую наливают воду. Уровень воды в каждой емкости различен: четверть, половина, больше половины, полная (или просто пустая, без воды).
Взрослый – организатор игры – несколько раз стучит по емкостям, демонстрируя, как звучит каждая из них. Затем выбирается водящий – ребенок, который отворачивается, а взрослый или кто-то из детей в это время стучит по той или иной емкости. Ребенок должен определить, по какой именно емкости стучали. При правильном ответе меняется водящий и игра продолжается. Выигрывает тот, кто даст в игре больше всех правильных ответов.
ПТИЦЕЛОВ.
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
Каждый играющий сам выбирает себе роль птицы, крику которой он может подражать. Птицелов стоит в центре игровой площадки с завязанными глазами, а игроки кружатся вокруг него и нараспев хором приговаривают:
В лесу во лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет!
Птицы, улетайте!
Птицы разбегаются по площадке. Птицелов хлопает в ладоши – птицы замирают на своих местах, а он начинает (с завязанными глазами) их искать. Как только птицелов коснулся какой-либо птицы, она издает характерный для нее крик. Птицелов должен отгадать название птицы и имя игрока. Если он угадал, узнанный становится птицеловом, если нет – игра повторяется с тем же птицеловом.
УГАДАЙ, КОГО Я ПОЗОВУ.
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
Педагог предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из такого количества слогов, сколько хлопков он сделает.
Например, педагог хлопает три раза, дети считают (про себя) количество хлопков, после чего встать должны Се-ре-жа, Ма-ри-на, Ок-са-на. Та-ма-ра и др
ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ.
ЦЕЛЬ: развитие внимания, мыслительной операции конкретизации.
Взрослый спрашивает детей:
- Вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте – если я назову то, что сажают в огороде, вы поете “до”, а если же то, что в огороде не растет, вы поете “ми”. Кто ошибается тот проигрывает. Морковь, свекла, сливы…
По этому же принципу могут быть построены игры “Накроем стол для гостей”, “Посадим сад”, “Одежда” и др.