Екатерина Павленко
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие тембрового слуха для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека музыкально-дидактических игр
для старшей группы
Учим различать тембровую окраску.
1. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ всего?
используемый материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки (на фланели, карточки по числу играющих, музыкальные инструменты.
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр на развитие тембрового слуха для старшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Ход игры: Ребёнок-ведущий играет на музыкальном инструменте один звук, два или три звука одновременно. Дети пытаются определить количество звуков и поднимают карточки с изображением (одного, двух или трёх) поющих детей. Ведущий ребёнок выкладывает на фланелеграфе нужное количество матрешек или вставляет в карманы планшета.
2. УГАДАЙ НА ЧЕМ ИГРАЮ?
Цель: Упражнять детей в умении различать звучание детских музыкальных инструментов : ксилофон, флейта, маракас и др.
Игровой материал: Карточки на одной половине изображен музыкальный инструмент, на другой половине - пустая сторона. музыкальные инструменты.
Ход игры: Детям раздают по несколько карточек (3-4). Дети слушают песню, ведущий напоминает звучание инструментов. Ребенок-ведущий играет за ширмой мелодию или ритмический рисунок на каком либо инструменте. Дети отгадывают его по звучанию и накрывают вторую половину карточки.
3. Наш МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК
Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов и голосов.
Игровой материал: Различные Музыкальные инструменты, различные карточки с изображением музыкальных инструментов, волщебный сказочный домик.
Ход игры: Дети рассаживаются на стульчики полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель начинает рассказывать, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно прислушаться, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой звучит инструмент, один из играющих детей находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.
ВЫБЕРИ нужный ИНСТРУМЕНТ.
Цель: Развивать у всех детей представление об изобразительных возможностях звучащей музыки.
Игровой материал: Набор небольших квадратных карточек с изображением различных детских музыкальных инструментов – металлофона, цитры, бубна, гармошки, барабана, ложек, тарелок и др. Можно использовать карточки из пособия «Музыкальный домик».
Ход игры: Педагог проводит беседу с детьми о музыке, объясняя, что она (музыка) может не только передавать разные чувства, но и рассказывать при помощи выразительных средств о том, что происходит вокруг нас, постоянно встречается в окружающей нас жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. Первая пьеса («Белка») муз. Бетховена, звучит нежно, аккуратно, в высоком регистре, очень напоминая по звучанию металлофон или колокольчик; второе произведение («Парень играет на гармошке») – муз. Свиридова, напоминает звучание ручной гармошки. После прослушивания дети стараются выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.
Музыкальный репертуар : «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке» Свиридова.
4. Послушаем ЧТО МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАССКАЖЕТ О СЕБЕ?
Игровой материал: Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов. Коробка для одного набора.
Ход игры: Один комплект кладут в коробку, а второй расставляют. Выбирается рассказчик, выбирает инструмент, начинает рассказывать, какая она, что умеет делать, какой у игрушки или инструмента внешний вид, форма, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске (цитра – нежные, металлофон – звенящие, барабан – гремящие, на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нём изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы.
5. КТО ПОЕТ? Ну - ка Угадай
Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: Три карточки из картона, на которых изображены папа, мама, сынишка.
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все члены семьи любят музыку и песни, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах. Объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная» (мама поёт песню сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Маленький марш» (мальчик поёт и марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её педагогу, объясняя свой выбор.
Музыкальный репертуар : «Рассказ папы», «Колыбельная», «Маленький марш» Г. Левкодимова.