Татьяна Александровна Ульянова
Картотека логоритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Осенью»
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА
Публикация «Картотека логоритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
«Зима»
Подвижная игра с речевым сопровождением
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Дети стоят в кругу.
Ждали зиму мы давно, - Выполняют «пружинку» на месте, руки на поясе.
Все смотрели мы в окно.
Наконец она пришла. - Хлопают в ладоши.
Здравствуй, зимушка-зима!
Всюду снег на ветках пышных, - Плавно поднимают в сторону правую руку, затем левую;
Ветерка почти не слышно. - Медленно опускают руки вниз.
Словно легкие пушинки, - Кружатся на месте, руки в стороны-вниз.
В танце кружатся снежинки.
Речка быстрая молчит, - Приседают, обхватывают руками плечи. Птичья песня не звучит.
Эй, ребята, выходите - Шагают на месте.
И на саночки садитесь.
Мы на саночки садились - Легко, на носочках, бегут по кругу.
И под горочку скатились.
Дружно мы на лыжи встали, Идут широким шагом, имитируя ходьбу на лыжах.
Друг за другом зашагали.
Вместе все, бегом, бегом, - Останавливаются, «катают снежный ком
Мы скатали снежный ком.
В детский сад потом пошли, - Шагают на месте.
Суп поели, спать легли. - Присаживаются на корточки, руки скла
дывают под щеку.
Зима
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.
За метелью, за метелью!
«Новый год»
Упражнение «Елочка» [Развитие координации движений. Формирование умения договаривать строчки за педагогом].
Наша елочка-краса Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Поднялась под небеса. Останавливаются, тянутся рукам вверх.
Стройная Красавица Опять идут по кругу, взявшись за руки
Всем ребятам нравится.
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка. Пальцы переплетены, большие подняты вверх.
Шишечки, иголочки, Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.
Шарики, фонарики, Ладошки держать «ковшиком».
Зайки и свечки, Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши
зайчиков.
Звёзды, человечки. Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками.
«Домашние животные»
Упражнение на координацию движения и речи
Здравствуй, Васька-козел, Поклониться, положив ладонь на грудь.
Если в гости пришел! Покачать головой.
Угощайся травкой, Протянуть ладони вперед.
Да смотри, не чавкай! (Я. Аким)
Динамические упражнения «Гости»
Всех зовем на новоселье! Начинается веселье.
Кукла Маша услыхала
Подскоки.
Самой первой прибежала. Вот шагают петушки
Ходьба с высоким подъемом колена.
Золотые гребешки. А матрешки,
Топающий шаг.
Куклы-крошки, Ручками захлопали, Ножками затопали.
А веселые Петрушки Взяли в руки погремушки, Погремушки вверх подняли,
Очень весело плясали.
«Дикие животные»
Динамическое упражнение
По извилистой дорожке К речке синей мы пошли.
Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.
Постарайтесь так пройти, Чтоб с дорожки не сойти.
Как лисички мы пойдем, Аккуратненько пройдем.
Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.
Вдруг из воды высунулась рыбка
Легкий бег на носках, покачивая перед собой соединенными ладошками.
И поплыла по воде быстро-быстро.
Рыбка плавает в воде,
Мы резвимся на траве.
[Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания ].
Подвижная игра «Зайка»
Зайка в травке скок-скок. Дети выполняют четыре прыжка
по кругу друг за другом, держа
указательные пальцы, как «ушки».
Заика прыг за кусток. Приседают.
Смелый зайка не боится, Четыре прыжка по кругу.
Дикие животные
Динамическое упражнение
По-лосиному красиво
(Ходьба свысоким подниманием колен,скрестив руки над головой,пальцы раздвинуты)
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом
(бег на носках)
И по- заичьи зайчишка
Всё спешит запутать след.
(Прыжки на двух ногах вправо-влево.)
По-медвежьи ходит мишка.
Косолап он с детских лет
(Ходьба на внешней стороне стопы)
ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом, Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.
Всем тепло уютно в нём.
ПЕСНЯ «РОДНОЙ КРАЙ»
Шелесты листвы,
Говор ручейка,
Яркий блеск травы,
Жаркий блеск песка.
Хоть к луне слетай,
Облети весь свет –
Краше, чем мой край,
В целом мире нет.
Тихий плеск волны,
Запахи цветов,
Жаркие лучи
Солнечных гонцов.
Где бы ни был я,
Перед ним в долгу.
Свой родимый край
В сердце берегу.
«Моя улица»
«Транспорт»
• Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»
Хором. Мы идем: та-та-та.
Обычная ходьба.
Мы поем: ля-ля-ля.
Ходьба на носках.
Мы едем: ту-ту-ту.
Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).
Мы кричим: ау-ау.
Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.
• Ритмическое упражнение «Едет поезд»
Дети топающим шагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. Руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки, делают одновременные круговые движения.
Возвращается наш поезд.
Машинист в нем — Дед Мороз.
Много он зверюшек разных
В детский садик наш привез
МАШИНА
Би-би-би -
Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук -
Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу -
Они шуршат.
(Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та -
Вперед спешат.
(Показываем ручками, как крутятся колесики)
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики.
Будем транспорт называть:
Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Трамвай, автобус, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Пять видов транспорта назвали.
«Пароходик»
Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: «У – у – у!» Одновременно пошевелить большими пальцами.
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибать пальчики, начиная с больших,
на каждое название мебели.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье – Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется
кулачок (большим пальцем к себе)
Вот вам стул на удивленье. «Семья»
Семья
«Радуются взрослые и дети»
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается, Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается! Мимика, жесты.
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Семья
«Радуются взрослые и дети»
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
«САМОЛЕТ» УПРАЖНЕНИЕ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ
Ну-ка, летчики-пилоты, Дети стоят прямо, руки по швам.
Приготовились к полету.
К самолету подошли Маршируют
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет, Приседают на одно колено, расставив руки в
стороны («самолет»)
Загудел наш самолет. Гудят: «У-у-у…»
Вверх поднялся, полетел. Встают на ноги.
Летчик вправо посмотрел, Поворачивают головы вправо, влево
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед Бегут по кругу на носках.
Наш почтовый самолет.
«Хлеб»
Русский народный хоровод «Каравай»
(Дети берутся за руки поют – хоровод)
Как на праздник на веселый
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины,
Вот такой сладенький,
Вот такой вкусненький.
А теперь пришла пора возвращаться детвора, и не даром говорят
«Хлеб всему голова».
А кто еще знает пословицы о хлебе
«Весна»
«Бабочка»
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
«Рыбы»
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
У меня в аквариуме
Золотая рыбка,
Я смотрю на рыбку,
Говорю с улыбкой:
«Может, ты — волшебная,
Может, не простая,
Раз зовут тебя все люди
Рыбка золотая?»
Хвостиком колышет,
Смотрит не мигая,
Ничего не отвечает
Рыбка золотая.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
Упражнение по развитию мелкой моторики
Рыбка
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
«Компот»
Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ
«ПО ЯГОДЫ»
Мы шли-шли-шли, Маршируют, руки на поясе.
Землянику нашли. Наклонились, правой рукой коснулись
носка левой ноги, не сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют.
Мы идем искать опять. Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.
Индюк.
Ходит по двору индюк
Шаги на месте
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
Остановиться, удивленно посмотреть вниз
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал
Потопать ногами
Крыльями захлопал
Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам
Весь раздулся, словно шар
Руки на поясе
Или медный самовар
Сцепить округленные руки перед грудью
Затряс бородою
Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк
Понесся стрелою.
Бег на месте
Пальчиковая игра «Варим суп»
Эй, ребята! Эге-гей! Дети хлопают в ладоши.
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»).
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони.
Чистим очень ловко,
Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.
Красную головку. Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)
А потом, а потом Стучат по левой ладони ребром правой.
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»).
Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони вперёд.
«Одежда»
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
Подвижная игра «Платье» [Развитие обшей моторики, координация речи с движением. Развитие подражательности].
Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота
вправо-влево, руки на поясе. Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на
обеих ногах.
А на платье два кармашка, Дети «рисуют» на животике два
кармашка.
Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животу
Обувь
«Новые кроссовки»
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
. «Обувь»
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Тапки» [Развитие координации движений, координация речи с движением, закрепление умения договаривать отдельные слова и словосочетания].
Это тапки для Антошки, По два раза ритмично топают
каждой ногой.
Что бы в них не мерзли ножки. Выполняют четыре ритмичных
прыжка на обеих ногах.
Топ-топ- топотушки, По два раза ритмично топают
каждой ногой.
Что за тапки? Как игрушки! Сначала левую ногу ставят
на носок, потом — на пятку,
затем — правую.
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Обувь
Динамическое упражнение «Сапожки»
(выполнение движений по тексту)
Папа в сапожищах: Топ-топ-топ!
Мамочка в сапожках: Шлёп-шлёп.
А я, детка, крошка, в маленьких сапожках
Быстро по дорожке: топ-топ-топ-топ!
«Зимующие птицы»
Мы идем искать опять. Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.
Упражнение на координацию речи с движением “Синичка”
Скачет шустрая синица, дети прыгают на двух ногах врассыпную
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. кружатся
Вот присела на минутку, приседают
Почесала клювом грудку, причесывают пальчиками грудь
И с дорожки – на плетень, убегают на места
Тири-тири, тень-тень-тень! сидя, взмахивают кистями рук
А еще частые гости на кормушке – это ворона и воробышек.
ВОРОБЕЙ
Поскорей, поскорей
Прилетай к нам, воробей!
Тебе на дорожке
Мы насыплем крошки.
Прыг-прыг-прыг,
Чири-чирик.
Воробей наш не велик.
Прыгает, летает.
Устали не знает.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят, скандировано и четко.
Упражнение по развитию мелкой моторики
Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горох, мелкие камушки по одному в другую емкость. Можно то же самое проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.
Снегирь, и сорока, и клест, и синица –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по – прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Упражнение на развитие чувства ритма.
«Лето. Цветы»
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Одуванчик» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания].
Как воздушный шар на ножке Дети стоят на носочках,
сомкнув руки нас головой.
Одуванчик у дорожки. Два раза делают наклоны влево-
вправо.
Одуванчик — шарик белый. Поднимаются на носочки.
Дунул я. И улетел он. Дуют, округлив губы, не раздувая
щек. Разбегаются по группе.
Грибы
Утром дети в лес пошли, Энергичный шаг на месте По дороге гриб нашли Наклоны вперед. Руки на поясе. А за ними — посмотри. ^ Ноги в коленях не сгибать. Показались еще три. Руки на поясе. Наклоны вправо- влево
Дети очень поспешили Бег на месте.
И грибы все уронили. Всплеснуть руками, опустить голову.
За грибами
Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы
Рыжики срывали. .
Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые
Лисички собирала. грибы.
Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые
Искали опятки. грибы.
Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой
Мухомор раздавил. ногой.
Н. Нищева