Наталья Мищерина
Картотека «интеллектуальных игр»
▼ Скачать
Картотека "интеллектуальных игр". Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Интеллектуальные игры.
Игра «Логические блоки Дьенеша»
Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений
Краткое описание :
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки :
чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины) ;
Публикация «Картотека „интеллектуальных игр“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине) ;
чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы) .
Интеллектуальные игры.
Игра «Математический планшет»
Цель. Создать условия для исследовательской деятельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию,а также развитию творческих способностей. Краткое описание : В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры. Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.
Интеллектуальная игра.
Игра «Геометрическая мозаика»
Цель. Закреплять знания о геометрических фи-гурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.
Краткое описание :
Предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам :
по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)
по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)
по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)
выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.
Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.
Интеллектуальная игра.
«Запоминай-ка»
Цель. Развивать зрительное восприятие, произ-вольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление
Краткое описание :
В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам.
Интеллектуальная игра.
Игра «Опасные предметы»
Цель. Развивать словесно-логическое мышление
Краткое описание :
Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя,если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться
Интеллектуальная игра.
Игра «Признаки»
Цель. Учить детей определять одинаковые признаки у разных предметов, развивать логическое мышление.
Краткое описание :
В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек
Интеллектуальная игра.
Игра «Что из чего сделано»
Цель. Закреплять знания детей о различных материалах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.
Краткое описание :
В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 4 карточек подобрать к ней подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек -заданий следует увеличивать постепенно.
Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.
Интеллектуальная игра.
Игра «Викторина первоклассника»
Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать скорость мышления.
Краткое описание :
Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переместив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.
Интеллектуальная игра.
Игра «Подбери картинку»
Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление
Краткое описание :
карточки карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.
Интеллектуальная игра.
Игра «Угадай животных»
Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.
Краткое описание :
Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.
Интеллектуальная игра.
Игра «Откуда хлеб на столе?»
Цель. Учить последовательно выкладывать сюжетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.
Краткое описание :
Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб). Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок. Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.
Методические указания. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки.
Интеллектуальная игра.
Игра «Веселый багаж»
Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.
Краткое описание :
Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке. У каждого игрока есть 4 действия :
посмотреть любую карточку ;
положить ее на место;
не глядя переложить одну карточку на место другой ;
менять местами можно только по 2 карточки.
Действия можно комбинировать по разному, главное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.
Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.
Методические указания.
Если вы просто смотрите карточку, она остается лежать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.
Интеллектуальная игра.
Игра «Прочитай словечко»
Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Краткое описание :
На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая вы-полнила задание первой, читает слова и становится победителем.
Интеллектуальная игра.
Рассказ «»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Краткое описание :
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок : «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит : «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи» .) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала : «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи» .)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит : «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает :
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу» .)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят : «мяу-мяу-мяу» .
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
Сценарий интеллектуальной игры для старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»
Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического и творческого мышления, выявлению интеллектуальной одаренности детей.
Задачи:
- активизировать имеющиеся знания;
- развивать любознательность, самостоятельность, ответственность детей за результаты своей деятельности;
- учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение при выполнении заданий;
- формировать умение радоваться успехам товарищей.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье» «Социализация». Предварительная работа:
Выбираются команды, подготавливается эмблема, заучивается девиз команды, выбирается капитан команды, подготавливаются атрибуты к конкурсам.
Ход мероприятия: Ведущий: Уважаемые дети и гости. Мы рады видеть вас на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы». Давайте поприветствуем наших участников. Команда «Умницы» - капитан команды
Команда «Умники» - капитан команды (дети под музыку входят в зал)
Ведущий:
День необычный у нас.
Мы искренне рады приветствовать Вас
Для умной игры собрались детвора
Её начинать нам настала пора!
1. Целый день все дети задают вопросы:
Почему у Ванечки нос такой курносый?
2. Почему в реке вода?
Облака плывут куда?
Почему летают птицы
И не могут заблудиться?
3 Где живут зимой медведи?
4 Кто отъел кусок луны?
5 Отчего машина едет?
6 Почему трубят слоны?
7 Как писать в тетради строчки?
8 Как читать с листа слова?
9 Почему цветут цветочки?
10 Чем питается сова?
11. Почему должны мы спать,
Завтра ведь опять вставать?
Чистить зубы, умываться
В детский садик собираться?
Почему должны мы кушать, воспитательницу слушать?
Ведущий.
Сто вопросов, сто ответов
Что же тут еще сказать…
Ужасно интересно все и обо всем на свете знать. Игра для всех. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте «Это я, это я и со мной мои друзья». Если не согласны, топайте ногами и хлопайте в ладоши.
Кто из вас, заметив дым, набирает «01» ?
-Кто свечей не зажигает и другим не разрешает?
-Кто, любитель по старинке над огнем сушить ботинки?
---Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?
-Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?
-Кто из вас идет вперед только там, где переход?
-Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
-Кто из вас, идя домой, гуляет по проезжей мостовой?
-Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
-Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
-Правила все точно знает и всегда их соблюдает? Наш конкурс будет оценивать жюри (представить членов жюри). За каждое правильно выполненное задание команды будут получать баллы. В конце состязания посчитаем количество полученных баллов и узнаем, кто же победитель. И так:
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ: Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ: Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ: Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ: Клянемся!
Внимание командам! Наша интеллектуальная игра начинается! Будьте внимательны и не забывайте, что вы работаете в командах! Только самая внимательная и дружная команда сможет победить в нашей сегодняшней игре.
I тур называется «Шутки прибаутки» Вам необходимо ответить на мои вопросы.
Вопросы для команды «Умники» :
1. На березе 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на березе?
2. Сколько ног у двух куриц? (четыре)
3. Чем питается медведь зимой? (ничем, он спит)
4. Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
5. Колобок, обросший иглами? (еж)
6. Кого называют царем всех зверей? (лев) Вопросы для команды «Умницы» :
1. Кто громче мычит: петух или корова?
2. У собачки Розки родились котята: 3 белых и 1 черный.
Сколько всего котят родилось у собачки?
3. Если петух снесет яйцо, кто из него появится, цыпленок или гусенок? (петух яиц не несет)
4. Утка в детстве? (утенок)
5. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина)
6. Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
(Слово жюри)
2. Конкурс: «Найди похожие слова».
Капитаны выберут слова, вы должны найти к ним родственные слова Чья команда больше придумает слов, та победила.
(Снег, лес)
3. «Конкурс эрудитов»
Каждый член команды должен быстро ответить на вопрос. Начинают «Умницы»
1. Сколько времён года?
2. Назови их.
3. Какой день недели находится между понедельником и средой?
4. Посчитай от 1 до 10
5. Посчитай обратно от10 до 1.
6. Сколько месяцев в году?
7. Какой первый день недели? (понедельник)
8. Пальто, платье, свитер это. (одежда)
9. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
10. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
Вопросы для команды «Умники»
1. Сколько месяцев в году?
2. Назови дни недели.
3. Когда новогодний праздник?
4. Сколько дней в неделе?
5. Назови выходные дни
6. Сапоги, туфли, ботинки это. (обувь)
7. Курица в детстве? (цыпленок)
8. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
9. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
10. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
4. Игра «Назови соседей числа».
А сейчас мы поиграем. Игра называется «Назови соседей». Команды, выходите в круг. Перед вами цифры. Пока играет музыка, вы двигаетесь по кругу, музыка закончилась – вы берёте по одной цифре и становитесь по порядку от 1 до 5. Начали игру! Покажите свои цифры, запомните их. А теперь спрячьте за спину. (Цифра 3, назови своих соседей и т. д.) Молодцы, играть вы умеете.
5. Конкурс: «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова».
«Умники»
У рыси - (рысья)
У кошки -(кошачья)
У верблюда - (верблюжья)
У утки - (утиная)
У оленя - (оленья)
«Умницы»
У рыбы - (рыбья)
У сороки -. (сорочья)
У кролика - (кроличья)
У лошади - (лошадиная)
У лебедя - (лебединая)
Музыкальная подвижная игра.
6 Конкурс «Заморочки из бочки».
Каждый ребенок из команды по очереди достает из бочки заморочку. Ведущий читает вопрос, а ребенок, который тянул заморочку отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда
7. Конкурс «Найди правильный ответ».
Перед вами примеры, но ответы на них перепутаны. Ваша задача стрелкой соединить пример с правильным ответом. Чья команда сделает это быстрее?
8. Конкурс «Выложи своё имя».
Продолжаем конкурс «Умники» и «умницы». Внимание, следующее задание. Командам нужно как можно быстрее выложить из слогов свои имена.
9. Конкурс капитанов «Прочитай закодированное слово»
10. Конкурс «Поставь геометрическую фигуру в нужное место».
Я буду описывать геометрическую фигуру и говорить в какое место на доске нужно её поместить. А вы все по очереди, начиная с капитанов, будете выполнять задание.
11. Конкурс «Кто чем занимается?»
Я называю профессии, а вы говорите, чем занимается человек этой профессии.
«Умники»
Учитель…
Врач…
Писатель…
Парикмахер…
Маляр…
«Умницы»
Продавец…
Художник…
Тракторист…
Повар…
Строитель…
Ткачиха. Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. Сейчас жюри подведёт итоги, и мы узнаем победителя. (жюри подводит итоги)
А пока жюри совещается, мы поиграем. Я предлагаю игру «Похлопаем-потопаем или умная «шумелка»! Весёлая игра, в которой нужно сначала хорошенько подумать, а потом немножко пошуметь. Как же в неё играть? На мой вопрос, если согласны, вы отвечаете - «Да!» и хлопаете в ладоши, а если не согласны, отвечаете -«Нет!», и топаете ногами. Вы уже готовы к игре? Начинаем!
Загадок много в этой книжке…. Правильно?
Волк удирает от зайчишки? Правильно?
Один, конечно, больше двух…. Правильно?
Умеет куковать петух… Правильно?
Есть два крыла у самолёта… Правильно?
Опасно бегать по болоту… Правильно?
Тебе уж больше семи лет… Правильно?
Страшнее кошки зверя нет… Правильно?
На дубе жёлуди растут… Правильно?
Зимою ландыши цветут… Правильно?
Бульдозер быстро роет ямы… Правильно?
Летать умеют обезьяны… Правильно?
Днём светит солнышко, а по ночам- луна… Правильно?
Боится в воду лезть утёнок… Правильно?
Умеет хрюкать поросёнок… Правильно?
Есть в слове бочка буква У… Правильно?
Мычит мышонок громко: МУ. Правильно?
Молодцы!
Жюри подводит итоги, команде- победительнице вручает медали, всем участникам грамоты.
Занимательные игры для старших дошкольников
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников — одна из сложнейших в психолого педагогической практике. Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д., но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.
Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного недопонимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:
Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение
существенного и др.);
Высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;
Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними.
Предлагаемый нами комплекс интеллектуальных игр направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.
Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.
Занятия проводятся с группой из 5— 10 старших дошкольников. Длительность одного занятия —от 15 до 30 мин.
Периодичность проведения занятий — 1—2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий.
На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.
Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.
Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой — прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения.
Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных
Игра 1. Составление предложений
Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми
предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три
слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»); сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Игра 2. Поиск общего
Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между пред
Игра 3. Исключение лишнего слова
Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.
Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.