Тумашевская Олеся Ивановна
Картотека игр, в процессе которых формируется фонематическая сторона речи
▼ Скачать + Заказать документы
Назови
Цель игры: различение слов, близких по своему звуковому составу.
Ребёнку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках : кашка – каска, бочка – почка, точка – дочка и т. д.
Лодочка и пароход
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа - лодочки, другая - пароходы.
Публикация «Картотека игр, в процессе которых формируется фонематическая сторона речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Составь слово»
Цель игры: развивать навыки звукового анализа и синтеза, умение работать в команде, добиваться поставленной задачи
Материал: буквы из пластика, салфетки.
Ход игры: для игры необходимо создать две команды по четыре человека. Каждому игроку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из пластика букву (игроки сидят на скамейке). Ведущий предлагает команде отгадать слова из этих букв (с помощью наводящих вопросов) и составить заданное слово, меняясь местами на скамейке. Ведущий засекает время игры. Побеждает та команда, которая быстрее закончила отгадывать предметы.
«Рассели жильцов»
Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия «звук и буква», научить детей правильно употреблять термины «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Ход игры: детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очередность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, дает ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначается этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твердому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остается у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.
Назови первый звук в слове
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
Разноцветные машины
Цели: совершенствование навыков звукового анализа, дифференциации звуков, составления и чтения слов.
Оборудование: изображения синего и зеленого грузовиков, карточки с картинками.
Ход игры. Педагог демонстрирует детям предметные картинки : бабочка, белка, кот, кит, носорог, нерпа, попугай, петух, слон, синица. Дети рассматривают и называют их. Затем педагог помещает на наборное полотно изображения зеленого и синего грузовиков и объясняет, что в синем грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных звуков, а в зеленом - те, названия которых начинаются с мягких согласных звуков. Дети «рассаживают» пассажиров следующим образом: в синий грузовик - бабочку, кота, носорога, попугая, слона; в зеленый - белку, кита, нерпу, петуха, синицу.
«В каком слове (слоге) спрятался звук?»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Взрослый называет слова (слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или поднять руку, помахать флажком, услышав заданный звук в слове.
«Расшифруй слова»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов.
Оборудование: большие картонные или пластиковые круги красного, синего и зеленого цветов, карточки с буквами и картинками.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно две карточки с буквами и один красный кружок: к т. Дети получают задание подумать, какая буква скрывается за кружком. Они определяют, что это буква о или и, потому что красный кружок обозначает гласную букву. Составляется сначала слово кот, потом слово кит. Дети не только составляют, но и читают слова. Аналогично проводится работа по расшифровке, составлению и чтению следующих слов: сы - осы, а - рак, с он - слон, игр - тигр, тк - утка, я - як. Аи - аист, ир с - ирис, л м - лама.
Кому достанется мяч?
Цель. Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).
Оборудование. Два мяча.
Ход игры. Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, стоящие первыми держат по мячу. Дети в одной шеренге произносят короткие слова, а в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Игра начинается по сигналу. Если кто-либо называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол – очко теряется. Воспитатель и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок. Затем задание для каждой шеренги меняется и игра повторяется.
Поймай звук
Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.
Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т. е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков.
«Каждому звуку - свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки».
Фонетическое лото «Звонкий – глухой»
Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости - глухости.
На карточку с жёлтым прямоугольником выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.
Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий»
Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости - мягкости.
На карточку с синим прямоугольником выкладывают картинки, в которых слова начинаются с твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.
Делим слова на слоги
Цель: предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.
Материал: карточки - предметные картинки со схемами слоговой структуры.
Ход игры: к схемам слоговой структуры (один, два, три слога) дети выбирают подходящие предметные картинки, проверяют вслух количество слогов и соединяют картинку с нужной схемой. Победит тот, кто первым справится с заданием.
«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш] :
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
«Собери игрушки».
Цель игры: учить детей определять место и тип звука в слове.
Оборудование: набор игрушек, три коробки с содержимым в виде схем звукового состава слов.
Ход игры: детям предлагается разглядеть и назвать набор игрушек. После чего педагог просит детей разместить игрушки по коробам согласно схемам звуковой композиции слов, наклеенным на коробки.
«Слушай и шагай»
Цель игры: развитие фонематического внимания.
Ход игры: педагог называет слова, если в слове есть заданный звук, то ребёнок делает шаг, если нет, остаётся на месте. Если ребёнок ошибся, он делает один шаг назад. Задача дойти от старта до финиша.
«Сосчитай звуки»
Цель: определение количества звуков в слове.
Оборудование: карточки с цифрами, предметные картинки.
Описание игры: Педагог называет слова, а дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.
«Выложи слово фишками»
Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове. Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.
Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме. (Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова).
«Из слогов - предложение»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.
Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.