ИРИНА ТОРОПЧИНА
Картотека игр-тренингов экологического содержания для детей младшего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«На прогулке»
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Педагог предлагает детям следующие игры-тренинги.
«Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).
«Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.
«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.
«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.
Публикация «Картотека игр-тренингов экологического содержания для детей младшего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.
«Снежинки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение афессии, ослабление негативных эмоций.
Материал: мелко нарезанная бумага (конфетти).
Ход. Педагог предлагает детям по очереди подбрасывать вверх свои «снежинки», при этом стараясь осыпать ими как можно больше детей. Игра происходит с участием воспитателя. (Аналогично может проводиться игра-тренинг «Дождик».)
«Весна, лето, осень, зима»
Цель: развитие умения определять и выражать различные эмоциональные состояния.
Ход. Чтение художественной литературы, отражающей сведения о характерных признаках сезонов года.
Вопросы к детям: «Какие "человечки настроения" живут весной (летом, осенью, зимой? Почему? Изобрази, какая весна, какой "человечек"?»
Работа с природным материалом
Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные состояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, ослабление негативных эмоций.
Материал: ящики с песком, глиной, сосуды с водой.
Ход. Игры с песком, водой и глиной — пересыпание, переливание; постройки из песка, разрушение построек; манипуляции с глиной (разминание пальцами, лепка фигур). Деятельность самостоятельная, предполагает полное самовыражение ребенка.
Арттерапия (рисование)
Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные состояния, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности.
Материал: гуашь разных цветов.
Темы рисования: «Грустный дождик», «Веселый дождик», «Спокойная водичка», «Злая водичка», «Солнышко», «Снежинки», «Дождик».
Коллективная работа с бумагой
Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные состояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, агрессии.
Материал: мелкие кусочки бумаги.
Темы: «Снег», «Дождь».
Ход. Педагог предлагает детям сделать «снежинки» («дождинки», сминая бумагу, и прикладывать их к общему фону.
«Человечки настроения»
Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру.
Материал: карточки-модели «Человечки настроения» с изображением двух основных эмоций (радость, грусть).
Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть растения уголка природы и определить, как они себя чувствуют, подобрать «человечков настроения».
Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают ответы демонстрацией карточек.)
«Цветок» (сопровождается плавной музыкой)
Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.
Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.
«Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».
Игры с трафаретами
Цель: развитие умения выражать эмоциональные состояния через цвет, развитие эмпатии.
Материал: трафареты животных, гуашь.
Темы: «Грустный котенок», «Веселый котенок», «Злая собака», «Испуганный щенок», «Зайчик плачет», «Зайчику весело».
«Ветер дует на.»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.
X о д. Со словами «ветер дует на того.» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т. п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т. п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.
«Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.
Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
«Тренируем эмоции»
Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Ход. Педагог предлагает детям:
- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;
- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;
- позлись, как гром, вихрь, ураган;
- испугайся, как человек, увидевший молнию;
- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;
- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
«Дождик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.
Материал: листы бумаги, ножницы.
Ход. Педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу — сделать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании работы дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т. п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».)
Для детей старшего дошкольного возраста
«Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.
Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
«Из семени в дерево»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.
Ход. Педагог предлагает детям превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).
«На лугу»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.
Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений — зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните поглубже свежий воздух. Прислушайтесь — поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».
«Цветок добра»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.
Ход. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».
«На какое дерево я похож»
Цель: развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.
Ход. Педагог обучает детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем предлагает изобразить любое дерево и отгадать, какие деревья дети загадали. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево, на которое он похож. Педагог: «А теперь представьте, что подул очень сильный ветер, он гудит, летит, свистит. Покажите, что происходит с деревьями. А сейчас еще и дождь хлещет, как из ведра. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер стих и выглянуло солнышко. Высохли капли дождя на ваших листочках и на ваших веточках весело запели птички».
Музыкотерапия «Танец пяти движений»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.
Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.
Ход. Педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.
Темы:
а) «Течение воды» — плавная музыка;
б) «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;
в) «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;
г) «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;
д) «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).
«Ивушка» («Рябинушка», «Елочка», «Березка» и т. п.)
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Ход. Педагог предлагает детям представить, что они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы-веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».
«Зоопарк»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.
Материал: стулья — «клетки».
Ход. Педагог предлагает детям выбрать животное зоопарка, которое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.
«Найди пару»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.
«Медвежата»
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие умения выражать эмоции через мимику и жесты.
Ход. Педагог предлагает детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек. Стих ветер, выглянуло солнышко. Теплый солнечный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело зарычал. (Педагог рассказывает про медвежонка, дети изображают его.)
«Спаси птенца»
Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.
Ход. Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».
«Кто здесь живет?»
Цель: развитие умения определять эмоциональное состояние, развитие эмпатии.
Материал: раздаточный набор карточек-моделей «Человечки настроения».
Ход. Педагог читает стихи А. Барто «Игрушки».
Вопросы к детям: «Какой человечек поселился в стихотворении?» (Дети сопровождают свой ответ демонстрацией карточек.)
«Ворона»
Цель: стимуляция активности, развитие внимания, быстроты реакции.
Ход. Педагог предлагает детям представить, что они вороны. Ворона сидит на крыше, ощипывает свои крылышки, ходит. Ворона расправила свои крылышки и полетела. (Педагог рассказывает про ворону, дети изображают ее. В ходе рассказа (в любой его части) педагог быстро и неожиданно говорит: «Кто быстрее сядет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т. п.).