Артемьева Юлия Анатольевна
Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игры для развития зрительного восприятия:
Открой коробочку
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка); цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная); величины (большая, маленькая); в умении соотносить цвет. «Картинки перепутались, положи в свою коробочку!», познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».
Публикация «Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.
Укрась ёлочку шарами
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек?»
Весёлые зонтики
Материал: карточки с зонтиками, разноцветные кружочки.
Цель: упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Зонтик порвался. Что же делать? Чтобы дождь не замочил, надо зонтик заштопать, поставить круглые заплатки!»
Усложнение: упражнять в различении оранжевого и фиолетового цвета.
Цветные варежки
Материал: карточки с варежками, кружочки и квадратики четырёх основных цветов и дополнительных: оранжевого, коричневого, фиолетового.
Цель: упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; в умении соотносить цвет, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Взрослый предлагает подобрать кружочки и квадратики в соответствии с цветом варежки, задаёт вопросы: «Что это? Какая форма? Какого цвета?»
2. Игры для развития слухового восприятия
Курочка с цыплятами (шумовые коробочки)
Материал: шумовые коробочки в виде курочки и цыплят (внутри «киндер-сюрприза» разные наполнители: песок, горох, бобы, крупа) .
Цель: упражнять в различении громкости звучания шумовых коробочек: громко, тихо; развивать моторику.
Взрослый предлагает послушать, как гремит курочка, цыплята, упражняет в определении громкого и тихого звучания. Предлагает покормить курочку с цыплятами, спеть про них песенку.
Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
Усложнение: развивать восприятие цвета.
3. Игры для развития обонятельного восприятия
Чем пахнет?
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями. Баночки оформлены как цветы.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.
Усложнение: упражнять в назывании цвета.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»
4. Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»
Наряди мишку
Материал: мишки трёх размеров, разноцветная одежда к ним с гладкой и шероховатой поверхностью (из бархатной бумаги) .
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного, познакомить с гладкой и шероховатой поверхностью «мишки» и его одежды, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
2 вариант: упражнять в различении величины: большой и маленький, используя приём наложения.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Мишки собираются на праздник. Помоги мишкам нарядиться!» Задаёт вопросы: «Какого цвета платье? Какая поверхность? Где гладко?» и другие.
Пересыпалочки
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!»
Тонет, не тонет
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».
Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.
5. Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий
Маленький секрет
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там?» Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»
Угости куклу конфетой
Материал: Коробочки, оформленные в виде матрёшки, куклы, пуговки.
Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Усложнение: упражнять в различении цвета.
Взрослый создаёт интерес к игре: «К нам в гости пришла матрёшка. Угости её конфетами!»
Усложнение: «Угости жёлтой конфетой!»
Застёжки
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде деревца с яблоками, в виде пирамидки, домика, цветка и т. п.
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Собери урожай яблок! Разбери и собери пирамидку. Собери домик!» и т. д. Задаёт вопросы: «Какого цвета яблоко (колечко пирамидки, крыша домика, окошко, труба, лепесток цветка? Какой формы?
Закрути ленточку
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.
Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее?»