Юлия Цвет
Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Животные жарких стран»
«Ошибка»
Цель: Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Задачи: Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах
Активизировать словарь детей.
Публикация «Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Учить отвечать полным ответом, грамотно строить предложение.
Развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
Воспитывать желание у детей быть вежливым.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то, говорить одно предложение. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете, скажите так «Ю. В, вы не правы. Тут ошибка, правильно будет сказать…» А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, Ю. В.» или «Я согласен с вами, Ю. В».
Примеры суждений: У жирафа короткая шея. Тигр питается листьями, значит он травоядное животное. И т. п
Тема недели: «Животные»
«Что в мешочке»
Подготовительная группа.
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Задачи: Активизировать словарь детей с помощью прилагательных и глаголов.
Учить отвечать полным предложением.
Совершенствовать умение составлять рассказы о животных по схеме.
Совершенствовать умение составлять план рассказа и придерживаться его.
Учить отвечать полным ответом, грамотно строить предложение.
Расширять и систематизировать знания о животном мире, о первичной классификации: млекопитающие,
Развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч
или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход игры
Игра может проводиться в дополнение к занятию.
Воспитатель: «Сегодня я пришла на работу и увидела вот такой чудесный мешочек. Этот мешочек нам принес Буратино. Он не знает как правильно задавать вопросы, поможем ему. Дети, в мешочке что-то есть. Хотите узнать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. (В помощь детям можно использовать таблицу, в которой будет схема кто это или что, цвет, части тела и т. п)
Играть будем по цепочке.
В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».
Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Тема недели: «Лето»
«Мишкины картинки»
Подготовительная группа
Цель: Упражнять детей в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки элементами модели.
Задачи: Способствовать развитию связной монологической речи у детей.
Совершенствовать умение составлять рассказы по картинкам - моделям.
Учить отвечать полным ответом, грамотно строить предложение.
Расширять и систематизировать знания о мире, явлениях природы.
Развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
Материал: предметно-схематические модели для описания объектов; картинки отражающие ; игровой персонаж Мишка.
Описание игры. Воспитатель говорит:
- Мишка получил письмо, вот оно. (Показывает элементы модели.) Письмо в картинках. Мишка не может его прочитать. Поможем Мишке? О ком это письмо? (По первой картинке дети узнают, что письмо о том, как Миша провел лето) Теперь надо прочесть, что написано об этом, что нарисовано, на этой картинке. (Показывает вторую карточку модели.) Найдите эти факты на картинках, разложенных на столе.
Играющие отбирают те картинки, которые, по их представлению, соответствуют элементам модели. Выигрывает тот, кто подобрал больше картинок и придумал более точные и образные слова для письма.
Затем воспитатель объединяет все выбранные детьми картинки в ряд под карточкой (элементом модели) и вместе с детьми читает письмо, адресованное Мишке, начиная с первой картинки. Аналогично подбираются и выкладываются картинки к следующим карточкам-моделям.
Подводя итог, обращается внимание на то, как много фактов может обозначить одна карточка.
Тема недели: Игрушки
Игра «В гостях у слоника»
Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.
- Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).
- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:
- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.
Тема недели «Мебель»
«Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Описание игровых действий, инструкция:Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых видах мебели, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
План описания предмета:
Форма, цвет, из чего сделана, какие детали есть, где стоит, что с помощью этого вида мебели можно делать.