Василий Ноев
Картотека игр по физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
«Кошки-мышки» (русская народная игра)
выбирают водящего («кошка»). Другие дети — «мышки» — раз бегаются в разные стороны, а «кошка» пытается дог нать их. Игрок, которого он коснулся рукой, становится водящим.
Правила:
1. Водящий гоняется за разными детьми, пытаясь догнать того ребенка, который находится к нему ближе всего.
2. Если «кошка» хочет догнать какого-то определен ного ребенка, то он должен сначала громко назвать его по имени. По условиям игры можно несколько раз менять «цель», т. е. называть другое имя и начинать гоняться за этим ребенком, если он оказался вблизи «пятнашки».
Публикация «Картотека игр по физкультуре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Все игроки должны внимательно следить за сме
ной водящих и стараться во время игры находиться от них на расстоянии «Липкие пеньки» башкирская народная игра)
Водящие (их несколько человек одновременно) при саживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это уда лось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.
Правила:
1. Нельзя ловить игроков за одежду.
2. «Пеньки» не должны сходить с места.
«Вестовые» (якутская народная игра)
Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «весто вой» с «оленем» опять пускается в путь.
Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» пер выми вручат «письмо» судье по окончанию пути.
Правила:
1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
2. Надо обязательно сделать два круга возле столба
3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом». «Ворота» (русская народная игра)
Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, которые поднимают высоко над головой, образуя «ворота». Дети из по средней пары быстро пробегают под воротами и вста ют впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети пробегут под воротами.
Правила:
1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами.
2. Нельзя задевать «ворота».
3. Во время игры можно изменять высоту ворот, по степенно «опуская руки» : это значительно усложнит выполнение задания.
«Капканы» (русская народная игра)
Для этой игры выбирается несколько игроков, кото рые встают парами, лицом друг к другу - это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты.
Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опус кают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке.
Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки обра зуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, про бегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга.
Правила:
1. Игра продолжается до тех пор, пока насвободе не
останется всего несколько детей.
2. Игру можно повторять 2—3 раза, заменяя «кап
каны».
3. В конце игры надо отметить самых ловких игроков
и самый удачливый «капкан». «Золотые ворота — круговые» (русская народная игра)
В этой игре половина игроков образует круг, взяв шись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих
На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.
Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжа ется. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше.
Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.
«Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра)
Играющие разбиваются на пары и строятся колон ной». Однако водящий стано вится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или
шарф.
Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водяще му. Тот игрок, который успеет схватить платок пер вым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся ко лонна постепенно продвигается вперед, а водящий от ступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось. «Два Мороза» (русская народная игра)
Для этой игры надо выбрать двух водящих — «двух морозов».
Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». Обозначаются две крайние линии на про тивоположных концах поля: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «мороза». Они гром ко произносят: «Я — Мороз Красный нос!», «А я — Мороз Синий Нос». А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»
Дети хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После этого дети стараются быс тро перебежать из одного конца поля на другой, чтобы успеть спрятаться за спасительную линию границы поля, где мороз им уже не страшен. «Морозы» стара ются догнать и «осалить» бегущих через поле детей. Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Этот игрок должен замереть («замер знуть») в той позе, в которой его настигнул «мороз».
«Стой, олень» (игра, народа коми)
Водящий («пастух», «охот ник», который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей».
Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснув шись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.
Правила:
1. Надо лишь касаться игрока палочкой, а не уда рять его.
2. Игроки, выбежавшие за пределы площадки, счи таются пойманными. Волк и овцы (русская народная игра)
Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пас туха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен» — это места, где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В цент ре площадки очерчивают круг: здесь будет «волчье логово». Дети хором произносят: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, Погулять на воле!
«Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «Волк!», «овечки» должны успеть добежать до другой овчарни, на проти воположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «вол ка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры.
Правила:
1. «Волк» не должен ловить «овечек», достаточно только «осалить» их.
1. «Пастух» не должен задерживать «волка», хватать его руками, он может только заслонять своих «овечек».
«Овечкам» нельзя возвращаться в ту «овчарню», из которой они вышли на пастбище. Они должны обязательно перебежать «поле», попав на его противоположную сторону, минуя «волчье логово».
«Ястреб и утки» (бурятская народная игра)
Игра проводится на улице. Необходимо разделит участок на несколько зон: «камыши», «озеро». На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убегать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «камышах». «Камыши» — это несколько игроков, которые располагаются в произвольном порядке «Утки» спасаются сначала среди «камышей», потом — в «озере», где «ястреб» уже не может их ло вить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля. «Бег с палкой в руке» (ингушская народная игра)
Дети должны пробежать от старта до финиша, дер жа перед собой палку на ладони вытянутой вперед руки. Если ребенок во время бега уронил палку, то он выбывает из игры.
Побеждает тот, кто сумел первым добежать до фи ниша и не уронить палку.
«Слепой медведь» (осетинская народная игра)
По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.
Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой мед ведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля. .
Пойманный игрок сам становится «слепым медве дем». «Жмурки» (русская народная игра)
1. Перед началом игры по жребию определяют, кто будет водящим. Ему плотно завязывают глаза, чтоб он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся. Водящий пытается сначала поймать игрока, а затем, если ему это удалось, должен опреде лить, кто перед ним. Угаданный игрок сам становит ся водящим.
Жмурки (в кругах) (башкирская народная игра)
Начертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле, больше чем игроков. По команде взросло го водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не по дойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замира ют», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим.
Если водящий сумел найти игрока, стоящего на кру ге, то он должен еще определить на ощупь, кого он пой мал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим. Жмурки «Маша и Яша» (русская народная игра)
1. Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей» : теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей» : с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спе шит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошиб ку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная па рочка наконец не встретится. Затем можно выбрать другую пару игроков.
«Маляр и краски» (татарская народная игра)
Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «крас ками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал названия. Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок» : «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» — «У меня красок много, — отвечает «хозяйка красок», — какую тебе?»
Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, ка кой цвет назовет «маляр». Названная «краска» долж на вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно бу дет укрыться за специально начерченной линией.
«Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убе гающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова. «Свечки» (русская народная игра)
Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассып ную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом по пасть в ближайшего от него игрока. Если ему это уда лось, то этот игрок становится водящим.
«Заяц» (русская народная игра)
Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, ста новится на его место, и игра продолжается.
. «Вышибалы»
(русская народная игра)
1. Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных кон цах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которо го мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки. Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала» : теперь его очередь бросать
«В узелок» (татарская народная игра)
Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кру жок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.
Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, ста новится водящим. Игра продолжается. «Лунки» (русская народная игра)
Игроки выкапывают на площадке вдоль прямой ли нии несколько неглубоких ямок — лунок. Параллель но на расстоянии 2— 3 м проводят другую линию: от нее надо будет закатить или забросить небольшой резиновый мяч поочередно в каждую лунку — это опре деляется до начала игры. Первый игрок бросает мяч в лунки, пока не промахнется. Затем каждый ребенок пытается попасть в лунки. Если ни один ребенок не сумеет с первого раза попасть во все лунки без промаха, то игра повторяется, причем каждый игрок бросает мяч в ту лунку, где он промахнулся. Выигравшим считает ся игрок, первым сумевший метко попасть мячом во все лунки поочередно.
«Хромая лиса» (татарская народная игра)
1. В начале игры надо расчертить площадку, определить, где будет располагаться «лисья нора», «дом», «курятник», и выбрать, кто из детей будет «хромой ли сой» и «хозяином курятника». «Хромая лиса» скачет на одной ноге из своей норы к «курятнику» мимо «дома», а «хозяин дома» спраши вает у нее, куда она собралась
Доверчивый хозяин «ложится спать» (закрывает гла за, а плутовка-лиса залезает в «курятник» и начинает гоняться за «курами». При этом она должна прыгать на одной ноге, вставать на обе ноги сразу ей запрещено. Иногда до начала игры договариваются, что «хромая лиса» может менять ногу, если устанет долго прыгать на одной ноге. «Куры» разбегаются от лисы врассып ную, но выбегать из курятника им строго запрещено.
Прыгая за «курами», «хромая лиса» стремится «оса лить» кого-нибудь рукой. Игрок, которого лиса сумела коснуться, сам становится лисой в следующей игре.
Если лиса встала на две ноги и хозяин курятника заметил это, то он с криком бросается к лисе, и она убегает в нору. Если хозяин догонит лисицу и она не успеет спрятаться в норе, то этой лисе придется во дить еще раз. «Лапта» (русская народная игра)
Игроки делят ся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.
Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 м, чертится линия кона. Игроки «города» рас полагаются на его территории, игроки поля в произвольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».
Волк и жеребята
(якутская народная игра)
Считалкой выбирают Волка и две-три Лошади, а остальные дети изображают Жеребят. Лошади огораживают чертою поле — «пастбище», на котором пасутся Жеребята, и охраняют их, чтобы не ушли далеко от «табуна», так как там бродит Волк. Место Волку также очерчивают — это «логово». Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся Лошадки распростертыми руками сгоняют в «табун» резвящихся и старающихся убежать с «паст бища» Жеребят, но за линию Лошадки не выходят. Волк ловит Жеребят, убегающих от «табуна» за пределы «пастбища». Пойман ные Волком Жеребята выходят из игры и находятся в «логове». Волк и козлята
(русская народная игра)
На площадке проводят две линии, за которыми находятся «дом Волка» и «дом Козлят», между линиями — «поляна». Считалкой выбирают Волка, он идет в свой дом и «ложится спать». Козлята идут в свой «дом». Через некоторое время Козлята выходят на полянку и говорят:
— Пока Волк спит, можно и погулять Немного погуляв, Козлята спрашивают:
1. Волк, Волк, ты встаешь?
Волк, потягиваясь, отвечает:
2. Нет еще, только правый глаз открыл.
Козлята резвятся дальше. Постепенно Волк просыпается, неожиданно выскакивает из своего «логова» и начинает ловить Козлят. Игра заканчивается, когда Волк переловит всех Козлят. Самый ловкий Козленок, который остался последним, считается победителем и становится Волком в следующий раз.
Волк и овцы
(русская народная игра)
Считалкой выбирают Волка, все остальные участники — Овцы. Они просят Волка пустить их в лес погулять:
— Разреши нам, Волк, погулять в твоем лесу!
Волк отвечает:
— Гуляйте, гуляйте, да только трапу не шипите, а то мне спать
будет не на чем.
Овцы сначала только гуляют в лесу, но вскоре начинают «щипать траву» и петь:
— Щиплем, щиплем травку,
Зеленую муравку,
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик,
Серому волку
Грязи на лопату!
Волк бежит по «поляне» и ловит Овец, пойманный становится Волком, и игра возобновляется. Волк и ягнята
(бурятская народная игра)
Выбирают Волка и Овцу, остальные участники — Ягнята. Волк сидит на дороге, по которой идет Овца с Ягнятами. Овца впереди, Ягнята позади, крепко держась друг за друга и за Овцу. Подходят к Волку. Овца спрашивает:
1. Что ты здесь делаешь?
2. Вас жду.
А зачем нас ждешь? — Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на Ягнят, а Овца загораживает их. Волк может ловить только последнего Ягненка, отталкивать Овцу нельзя. Ягнята ловко следуют за движениями Овцы.
3.
Гуси
(русская народная игра)
На площадке чертят небольшой круг, в середине которого сидит Волк. Участники делятся на Гусей и Гусят. Гуси, взявшись за руки, образуют большой круг. Между кругом, где сидит Волк, и хороводом Гусей становятся в небольшой круг Гусята. Хоро воды Гусей и Гусят идут в разные стороны и при этом ведут диа лог:
1. Гуси вы гуси!
2. Га-га-га, га-га-га!
3. Вы, серые гуси!
4. Га-га-га, га-га-га!
5. Где вы бывали?
6. Га-га-га, га-га-га!
7. Кого вы видали?
8. Га-га-га, га-га-га!
После этих слов выбегает Волк и старается поймать Гусенка. Гусята разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе Гусей. Пой манного Гусенка Волк ведет в середину круга — в «логово». Гусята становятся в круг и отвечают:
Мы видали волка, Унес он гусенка, Да самого лучшего, Да самого большого. Гуси отвечают: Ах, гуси, вы гуси! Щипайте-ка волка, Спасайте гусенка!
Гуси машут «крыльями», с криком «га-га» бегают по кругу, донимают Волка. Пойманные Гусята в это время стараются уле теть из круга, а Волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные Гусята уходят от Волка Гуси-лебеди
(русская народная игра)
В начале игры выбирают Волка и Хозяина, остальные участ ники — Гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят «дом», где живут Хозяин и Гуси, на другой — живет Волк. Хозяин выпус кает Гусей погулять, «травки пощипать». Гуси уходят от «дома» довольно далеко. Через некоторое время Хозяин и Гуси перекликаются:
1. Гуси-гуси!
2. Га-га-га.
3. Есть хотите?
4. Да, да, да.
5. Гуси-лебеди! Домой!
6. Серый волк под горой!
7. Что он там делает?
8. Рябчиков щиплет.
9. Ну, бегите же домой!
10. Серый волк за горой
Не пускает нас домой!
Гуси бегут в «дом», Волк пытается их поймать. Пойманные Гуси выходят из игры. Игра кончается, когда ПОЧТИ все Гуси пойманы. Последний оставшийся Гусь, самый ловкий и быстрый, стано вится Волком.
Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
День и ночь
(азербайджанская народная игра)
На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики — команда «Ночь», у дру гой становятся девочки — команда «День». По команде водящего «ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «день!» девочки ловят мальчиков. Пойманные переходят в команду соперника. Ежик и мыши
(белорусская народная игра)
Выбирают считалкой Ежика и водящего. Остальные участники делятся на детей и Мышей и становятся в круг. Ежик — в центре круга. По сигналу водящего все идут вправо, Еж — влево. Участ ники говорят:
Бежит ежик — тупу-туп, Весь колючий, острый зуб! Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются. К Ежу подходит один из детей и говорит:
Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик — всюду тишь, Лишь скребется в листьях мышь!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают вокруг. Ведущий говорит:
Беги, беги, ежик,
Не жалей ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пят нает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка пой мана: она в мышеловке. Игра повторяется несколько раз.
Золотые ворота
(русская народная игра)
Все участники делятся на две группы, в одной должно быть четное число человек. Они образуют пары, встают лицом к лицу и поднимают вверх руки, получаются «ворота». Участники второй группы берутся за руки, образовывая цепочку.
Цепочка должна быстро пройти через «ворота». Участники-«ворота» громко проговаривают считалку:
Золотые ворота, Проходите, господа! Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, «ворота» закрываются. Участники, которые оказались пойманными, становятся «воро тами». Игра продолжается некоторое время. Здравствуй, догони! *
(игра народов Сибири)
По краям площадки проводят линии — «дома». Игроки делятся на пары Хозяин — Гость и расходятся по своим «домам». Гость приходит к Хозяину, подает ему правую руку и говорит:
1. Здравствуй!
Хозяин отвечает:
2. Здравствуй!
Гость говорит:
3. Догони!
И бежит в свой «дом». Хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости. Говорить «догони» надо у порога «дома» игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь, радостно, вприпрыжку, строевым шагом, как клоуны в цирке и т. д. Игра получается очень смешной.
Кот и мышка (/
(литовская народная игра)
Играют вдвоем. Один игрок — Кошка, а другой — Мышка. Кошка становится около одного конца скамейки, а Мышка — у противоположного. Кошка спрашивает Мышку, та отвечает:
11. Мышка, мышка, где была?
12. В кладовой.
13. Что там делала?
14. Масло ела.
15. А мне оставила?
16. Не оставила.
17. А где ложечки положила?
18. Под бочку сунула.
19. А куда кувшин поставила?
4. Шла по камешкам, напала злая собака — я уронила и раз
била.
20. Тогда я буду тебя ловить.
21. Я убегу.
Мышка старается убежать от Кошки. Если Кошка ее поймала, они меняются ролями. Если Кошка, пробежав несколько кругов вокруг скамейки, не может поймать Мышку, надо предложить им поменяться ролями и изменить направление бега. Кошки-мышки / У
(русская народная игра)
Считалкой выбирают Кошку и Мышку (желательно, чтобы Кошкой был более сильный участник). Затем все остальные участники берутся за руки и образуют круг, внутри которого бегает Мышка. Кошка находится снаружи и пытается поймать Мышку, проникнув в круг. Остальные игроки ее не пускают. Она должна ра зорвать сцепленные руки и пробиться в круг. Кошка может также «поднырнуть» под руки или перепрыгнуть через них. После этого Мышка может выбраться наружу. Когда Кошка поймает Мышку, они становятся в круг и выбираются новые Кошка и Мышка.
Сокол и лиса
(якутская народная игра)
Считалкой выбирают Сокола и Лису, остальные дети — Соко лята. Сокол учит Соколят «летать» : бегает в разных направлениях и машет «крыльями». Соколята бегают за Соколом и точно пов торяют его движения. Вдруг выскакивает из норы Лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы Лиса их не заметила. Лиса ловит только тех, кто не присел.