Тарасова Вера Александровна
Картотека игр и упражнений «Уроки добра» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений «Уроки добра»
Для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
Тарасова В. А.
Упражнение «Волшебный сундучок»
Публикация «Картотека игр и упражнений „Уроки добра“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.
Материал: сундучок, картинки с изображениями различных оттенков настроений.
Ход упражнения : в сундучок волшебнику предлагается сложить все от-рицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение.
Игра «Закончи предложение»
Цель: учить анализировать свое эмоциональное состояние.
Ход игры:
- Я обижаюсь, когда…
- Я сержусь, когда…
- Я радуюсь, когда…
- Я грущу, когда…
Игра «Закрой глазки»
Цель: показать в доступной форме изменчивость настроения.
Материал: картинки, изображающие «злого волшебника» и «угрюмого волшебника».
Ход игры: сначала воспитатель показывает детям кар-тинку, изображающую «злого волшебника», затем воспитатель заменяет картинку, изображающую «злого волшебника», «угрюмым волшебни-ком».
- Посмотрите дети, лицо у злого волшебника изменилось теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить! По считалке дети выби-рают водящего, которому завязывают глаза, потом раскручивают его в кругу под слова диалога:
- На чем стоишь? – На мосту.
- Что продаешь? – Квас.
- Ищи малышей, а не нас!
Сыграли кон, поменялся водящий, и детям предлагается еще одна вер-тушка: игроки раскручивают водящего и приговаривают:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» - разбежались! Лови водящий! Игра повторяется два-три раза. По ее окончании воспитатель обращается сначала к тем детям, у кого, например, вначале занятия было грустное, печальное настроение:
- Стало ли вам немного веселее?
Воспитатель определяет словесным общением настроение детей.
Игра «Цветик-разноцветик»
Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро-зло».
Материал: цветик-разноцветик, такой, чтобы лепестки отрывались (вы-нимались из цветка, красные и желтые фишки.
Ход игры: каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное же-лание.
Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся с остальными:
Лети, лети, лепесток
Через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по- твоему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных по-требностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет обще-ственное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие же-лания понравились детям и почему.
Упражнение «Рисуем музыку красиво»
Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисо-вать» ее (вальс Д. Кабалевского).
Игра «Настроение по картинке»
Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных со-стояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.
Материал: картинки с изображением девочки, которая нашла свой бан-тик, и мальчика, рассерженного на своего друга.
Ход игры: дети выставляют свои картинки. Вопросы:
- Какое настроение у мальчика?
- Похож ли он на рассерженного?
- А как вы догадались, что он сердится?
- Какое настроение у девочки?
- Почему у девочки хорошее настроение?
- А как вы определили, что у девочки веселое настроение?
- А как чувствуете себя вы?
Игра «Магические цветы»
Цель: учить детей понимать чувства других, их переживания.
Материал: контурные изображения розы, репейника, лилии, резеды.
Ход игры: детям предлагается стать магами и оживить цветы.
На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и рас-красить цветок.
Роза
Зовут меня розой,
Примите меня.
Я очень душиста
И цветом нежна.
По цвету и имя
Такое мне дали
И даже царицей за пышность прозвали.
Репейник
Репей я колючий
Ко всем пристаю
Расту при дороге,
У стенки стою.
Задеть меня платьем
Прохожий боится…
Нельзя ли хоть с вами,
Ребята, подружиться?
Лилия
Я – лилия; с вами
Я буду дружна;
Кротка и скромна я
И очень стройна;
Люблю, наклонившись,
В ручей поглядеться…
Позвольте мне с вами
В кружке повертеться!
Резеда
Чуть видным кусточком
Расту я всегда
И белым цветочком
Глядит резеда.
Приятно лишь пахну,
Хоть бледна окраска.
Зато мне повсюду
Знакомство и ласка.
Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Фея сирени».
(Характер музыки – ласковый, светлый, добрый, успокаивающий).
Упражнение «От улыбки хмурый день светлей…»
Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят молча самую добрую улыбку «по очереди».
Упражнение «Неожиданная радость»
Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими; формиро-вать навыки социального поведения.
Ход игры: в комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
- Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк. Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы.
Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, поти-рать руки одна о другую, причем одна может быть сжата в кулак; мож-но хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
Игра «Два барана»
Цель: формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмо-ций.
Ход игры: рано-рано два барана повстречались на мосту. Игроки раз-биваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется – тот и проиграл. Мож-но издавать звуки «бе-бе-бе…». Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
- Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?
- Хотелось ли вам быть похожими на них? Почему?
Упражнение «Помоги другу»
Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных со-стояниях, которые соответствуют этому понятию. Вызвать стремление совершать добрые поступки.
Материал: игрушки: Зайка и Мишка, картинки с изображением «доб-рого» и «злого» волшебников.
Ход игры: воспитатель предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Мишку и Зайку. Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Воспитатель обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого волшебника заменяется соответствующим). Вол-шебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное, и рассказывает сказку.
Игра «Кочки»
Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями.
Материал: подушки.
Ход игры: подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие – лягуш-ки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «ква-ква, подвинься!».
Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет себе новую кочку. Воспитатель тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход. Перед началом игры воспитатель может по упражняться с детьми в интонационном произношении фразы: «ква-ква, подвинься!».
Игра «Мышь и мышеловка»
Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным.
Ход игры: необходимое число играющих 5 – 6. все образуют круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обни-мают соседа за талию – это «мышеловка» (или сеть). Водящий в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из «мышеловки» : отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти дру-гие способы действий. При этом воспитатель следит, что бы ноги «мы-шеловки» не пинали мышку, не делали ей больно. Если воспитатель за-мечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регули-рует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, рас-слабим ножки и ручки, пожалеем его».
Игра «Упрямые козы»
Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.
Материал: Узбекская народная сказка «Упрямые козы». Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой дороге, перекинутой через глубокий арык. Вдвоем на доске не разой-тись, кому-то надо уступить.
- Эй, ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.
- Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закри-чала в ответ другая.
- А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.
Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и… Трах!
Стукнулись лбами и обе свалились в воду.
Ход игры: дети придумывают новое название сказке (например, «Веж-ливые, веселые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с воспитателем дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг «Вежливые козочки».
Игра «Буба»
Цель: упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
Материал: полотенце.
Ход игры: «буба» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее. «Буба терпит, но, когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стола, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.
Замечание: воспитатель следит за формой выражения «дразнилок» : они не должны быть обидными, причинять боль. Беседа с детьми (Диагно-стика агрессивности).
-Вам приходилось в жизни злиться?
-Из-за чего вы злитесь?
-Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?
( Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрес-сивных тенденциях).
- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться?
(С помощью этого вопроса воспитатели может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять свои-ми эмоциями и поведением).
Игра «Отражение»
Цель: закреплять знания правил доброжелательного поведения.
Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «отражение», но не для то-го, чтобы научиться дружить с ним, а для того, чтобы быть вниматель-ным к другим людям. Дети разбиваются на пары: один играет роль че-ловека, другой – роль его отражения. Человек делает любые движения, отражения повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.
Игра «Царь горы»
Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуаци-ях.
Материал: подушки.
Ход игры: воспитатель предлагает всем вместе поиграть в игру, которая поможет избавиться от злости, обиды и дает возможность повеселиться. Из подушек строится высокая гора. Задача каждого участника – штур-муя гору, запрыгнуть на нее, издавая победные крики, типа: «А-а-а», «Ура!» и т. д. Побеждает тот, кто запрыгнет на гору не разрушив ее. Каждый участник может сам себе построить гору такой высоты, кото-рую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «бо-лельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения : «Моло-дец!», «Здорово!», «Победа!» и т. д.
Упражнение «Любимый герой»
Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние людей, побуждать к оказанию помощи.
Ход упражнения : воспитатель предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему (помочь гиене стать доброй). Ребенок может выбрать любого персонажа мульт-фильма, кинофильма, книги. Воспитатель может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой оказался в затрудни-тельном положении. Например, в сказке «Спящая красавица» на по-мощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.
- Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
- Придумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.
- Придумайте интересную волшебную историю.
По окончании беседы воспитатель подводит детей к обобщению : как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мульт-фильмов, которые приходят на помощь? (добрыми, сердечными).
Упражнение «Помоги волшебнику»
Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных со-стояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.
Материал: три картинки, изображающие девочек с разными выражени-ями лиц: злым, равнодушным, добрым.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на то, что злой вол-шебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня вол-шебник прочитал два стихотворения, которые хорошо знакомы детям – об игрушках, с которыми он иногда любил играть.
1. Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался Зайка,
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.
2. Уронили мишку на пол.
Оторвали Мишке лапу –
Все равно его не брошу.
Потому что он хороший.
(А. Барто)
У волшебника есть три фотографии девочек. Он хотел разобраться, ка-кая из девочек бросила Зайку, какая оторвала Мишке лапу, а какая очень жалеет Мишку и Зайку:
- Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!
Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику.
( Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)
- Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)
- Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?
Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:
- Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оста-вила под дождем.
- А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
Упражнение «Настроение человека»
Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.
Материал: картинки с изображением различных оттенков настроений.
Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением различных оттенков настроения. Сначала воспитатель выясняет, знают ли дети ос-новные характеристики настроения человека, а затем предлагает вы-брать такую картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. ( Вводятся понятия: веселое (радостное, грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).
- При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Какого цвета у тебя настроение?
- С каким запахом можно сравнить твое настроение?
- На что похоже твое настроение?
(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо – агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном благополучии.) если в про-цессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, воспитатель им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшеб-ный мешочек.
Для образца воспитатель может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.
В конце беседы воспитатель обобщает ответы детей и обращает их вни-мание на то, что настроение может быть разным:
- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное.
- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
- А от чего зависит настроение?
- Может ли меняться настроение?
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.
Материал: фишки красного и черного цветов.
Ход игры: детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо? Воспитатель раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать со-ответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие по-ступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок или дей-ствие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке. Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие:
1. Порвал блузку.
2. Обидел друга.
3. Поссорился с мамой.
4. Толкнул ногой щенка.
5. Ударил котенка.
6. Разрушил птичье гнездо.
Хорошие:
1. Защитил слабого.
2. Проведал больного друга.
3. Обогрел и накормил.
4 Помог малышу одеться.
Упражнение «Злой шарик»
Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
Ход упражнения : воспитатель должен объяснить детям: чтобы изба-виться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик.
Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
Игра «Какое настроение?»
Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.
Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).
Ход игры: детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки, дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, назы-вает настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти кар-тинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.
Список литературы:
1. Гамзяк О. С. Развитие связанной речи у шестилетних детей. Конспек-ты занятий/О. С. Гамзяк. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 96с.
2. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей до-школьников. 6-7 лет. 33 лексические темы/С. И. Карпова- СПб. : Речь, 2019.- 144с.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспект за-нятий, методические рекомендации (по ФГОС, допол. /О. С. Ушакова – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 272с.
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий/ О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш – М. : ТЦ Сфера.
5. Шадрина Л. Г. Развитие речи – рассуждения детей 5-7 лет/ Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова – М. : ТЦ Сфера, 2019 – 128с.
Подробнее: https://www.uchmet.ru/library/material/1612689/.