Капуши Дарья
Картотека игр и упражнений по формированию у детей моторики пальцев рук и речевого дыхания в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Моторика пальцев рук:
1. «Разноцветные клубочки»
Цель: Развития умения наматывать клубочки ниток, развивая подвижность пальчиков рук, ловкость и координацию движений обеих рук.
Оборудование: клубок ниток.
Ход: есть несколько вариантов игры:
• Ребенку предлагается разматывать и наматывать ниточки на клубок;
• Соревнования в группе детей от 3-5. Кто быстрее наматывает;
Публикация «Картотека игр и упражнений по формированию у детей моторики пальцев рук и речевого дыхания в средней группе» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
• Перематывание с одного клубка на другой (можно в команде). Например, один ребенок наматывает, другой разматывает.
2. «Рисование на песке (муке или манке)»
Цель: Развитие точных движений пальцев рук, воображения, образного мышления, научить ориентироваться на плоскости или проекции.
Оборудование: песок
Ход: Ребенку предоставляется поднос яркого цвета с песком (кинетический, мукой или манкой. Ребенок начинает рисовать движениями пальца желанные картинки: луна или солнце, море с волнами, различные горы, любимых героев, автомобили или просто дерево, а если не понравилось или не получилось, можно легко и быстро всё удалить.
3. Игра «Бусинки»
Цель: Развивать и укреплять моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание бусинок на шнур (леску).
Оборудование: бусинки, нитки
Ход: Игру можно проводить в различных вариантах:
• Простое нанизывание бусинок на шнур такого же цвета, как и сами бусинки;
• Нанизывание бусинок по очереди с разными цветами;
• Нанизывание бусинок по очереди с разными по формами и цветами;
• Предлагаю детишками найти лишнюю бусинку и исправить.
4. «Няня крышки»
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики кисти рук, силу мышц пальцев рук, координации движения пальцев рук, усидчивости, внимание, сформировать навыки крепления и разъединения.
Ход: Используются крышки от пюре «Фруто няня».
Оборудование: крышки из под фруто няни.
Есть несколько вариантов игры с крышками:
• Ребенок собирает различные фигуры (цветочек, дорожка, башенку);
• Командная игра (от 2 и более) собирают различные фигуры прикрепляя по одной крышечке;
5. «Сыпучий бассейн»
Цель: Развитие и увеличение мелкой моторики и чувствительности пальцев рук, массаж пальцев рук, стимуляции речевой активности.
Оборудование: емкость, крупа, пуговицы, геометрические фигуры.
Ход: Детишками предлагается найти засыпанные различные мелкие игрушки или предметы. Погружая кисти рук или пальчики в емкость с наполнителем, перебирая горох (другие крупы или материал наполнения) для нахождения предмета на дне. При выполнении этого задания пальчики получают массажный эффект, что повышается их чувствительность и движения становиться более с координированными. Ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и ему предлагается рассказать о нем и называет его.
Можно немного усложнить данную игру, например, использовать различные размеры емкости (маленькую или большую, комбинирование наполнителей, что даст больше массажного эффекта и повышения чувствительности пальчиков рук, можно еще опускать по одной руке (по очереди).
Речевое дыхание:
1. «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
2. «Подбери по цвету»
Цель: Учить детей слитно произносить фразу из двух- трех слов.
Оборудование: картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета
Ход: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, воспитатель говорит:
Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывает этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.
3. «Бегемотик»
Цель: формированию диафрагмального дыхания из положения лежа
Ход: работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
4. Горячий чай»
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход: детям выдаются картонные стаканчики и предлагается подуть, чтобы остудить чай.
5. «Эхо»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Ход: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д