Папки-передвижки

Картотека игр и упражнений по формированию схемы тела

Вакурина Светлана Владимировна
Картотека игр и упражнений по формированию схемы тела
▼ Скачать + Заказать документы

«Назови часть тела». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.

Вариант 1. Ребенок располагается перед зеркалом: «Посмотри и покажи, где голова? Нос? Лоб? Стопа? Колено? Плечо? Локоть?» И т. д.

Вариант 2. Выполнение этих действий переносится на взрослого: «Покажи, где у меня голова? Нос?» И т. д.

Вариант 3. Ребенок показывает части тела с закрытыми глазами.

Вариант 4. Ребенок называет части тела, которые показывает взрослый на ребенке.

Публикация «Картотека игр и упражнений по формированию схемы тела» размещена в разделах

Вариант 5. Ребенок называет части тела, которые показывает взрослый на себе.

Вариант 6. Ребенок с закрытыми глазами называет части тела, до которых дотрагивается взрослый у ребенка.

Вариант 7. Ребенок располагается перед зеркалом и обводит по контуру меловым маркером названные взрослым части лица.

Вариант 8. Ребенок располагается перед прозрачным экраном с одной стороны, взрослый (или другой ребенок) с другой стороны обводит по контуру меловым маркером названные взрослым части тела и лица.

Затем эти задания выполняются на кукле, а потом на картинке с изображением человека, куклы.

«Выше – ниже». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.

Сначала стоя перед зеркалом, ребенок вместе со взрослым анализирует расположение частей лица по отношению друг другу с точки зрения вертикальной оси: «Выше всего лоб», «Ниже всего подбородок», «Рот ниже, чем лоб», «Рот ниже, чем нос», «Рот ниже, чем глаза», «Что выше лоб или локоть?», «Я задумала часть лица: она находится выше, чем брови, но ниже, чем волосы. О какой части лица я говорю?» И так далее.

Затем упражнение выполняется без опоры на зеркало.

Аналогично отрабатывается взаимное расположение частей рук, частей тела, частей ног.

Затем эти задания выполняются на кукле, а потом на картинке с изображением человека, куклы.

Подобные задания могут быть крайне разнообразны и могут задаваться вначале взрослым, а потом и самими детьми.

«Над, под, между». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.

Ребенок и взрослый располагаются перед зеркалом и проговаривают взаимное расположение частей лица, используя предлоги «над», «под» и «между».

Варианты вопросов: Что находится над подбородком? Что находится под глазами? Что находится между глазами и ртом? Я задумала часть лица. Она находится над. Какую часть лица я задумала? У Вани чернильное пятно под. Где у Вани чернильное пятно? И так далее.

Аналогично отрабатывается взаимное расположение частей рук, частей тела, частей ног.

Затем эти задания выполняются на кукле, а потом на картинке с изображением человека, куклы.

«Что забыл нарисовать художник?» Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.

Ребенку показывают рисунок - портрет человека, на котором нет какой-то части лица. Ребенку предлагается исправить ошибку художника: назвать недостающую часть, сказать, где она находится и дорисовать. Например: Нет губ, они находятся под носом над подбородком.

«Спереди – сзади» Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.

Глядя в зеркало ребенок называет части тела расположенные спереди. Затем называет части тела, расположенные сзади.

С целью введения в активную речь слов сзади, спереди взрослый задает вопросы ребенку: «Где находится лоб? Грудь? Живот? Спина? Затылок?.» и так далее.

«Право – лево». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.

Работу следует выполнять с маркировки руки ребенка, как правило левой. Для этого на левую руку можно одеть браслет и объяснить, что левая рука с той стороны, где располагается сердечко.

Работу над соотнесением частей тела с соответствующей рукой следует выполнять по схеме : соотнести части тела с левой рукой (левый глаз, левая щека, затем с правой. Затем в перекрестном варианте: «Покажи правую бровь», «Покажи левое колено» и т. д.

Позднее, когда ребенок четко различает, где у него правые части тела, а где левые предлагаются упражнения типа : «Потри левое колено правой рукой», «Почеши носком левой ноги правую пятку»

«Ветрянка» Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.

Дети на изображении человека по очереди изображают, где появляются болячки ветрянки на теле: рисуют их или раскладывают фишки на дидактические листы, а потом снимают те, о которых говорит взрослый или другие дети. Например: «Вначале появились две болячки — под носом и над бровью», и для другого ребенка: «А потом три — подо ртом и одна под правым коленом» и т. п. Схожим образом играют в игры: «Грязнуля», «Как грязнуля умывался» и т. п.

«Путаница». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.

Взрослый намеренно показывает не те движения или не то место на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого.

Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Возможно выполнение данной игры детьми под контролем взрослого.

Литература:

1. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н. Я. Семаго. — М. : Айрис-пресс, 2007.— 112 с.

2. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы// Дефектология. №1, М. : Школа-Пресс, 2000.

Публикации по теме:

Пособия по формированию умений создавать и использовать простейшие планы, схемы, чертежи детьми старшего дошкольного возрастаПособия по формированию умений создавать и использовать простейшие планы, схемы, чертежи детьми старшего дошкольного возраста У детей, владеющих внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, опорных схем, рисунков, чертежей).

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека игр и упражнений в средней группе Игровая терапия Игровая терапия основана на естественной потребности детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает.

Картотека игр и упражнений в бассейнеКартотека игр и упражнений в бассейне Октябрь Задачи: Создать условия для участия гиперактивных детей в играх. Корригировать эмоциональную сферу через игровые формы работы.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Картотека развивающих игр и упражнений с популярной игрушкой Pop-it 1. Игра-упражнение «Слуховой диктант по сюжету» Категория: мышление, восприятие. Цель: развитие оптико-пространственной ориентировки, восприятия.

Картотека упражнений по биоэнергопластике «Лопаточка» Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз. «Чашечка» Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки. «Иголочка» Пальцы.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Младшая группа картотека игр и упражнений. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения и эмоций у детей дошкольного возраста. Младшая группа. Упражнение, "Какая игрушка?" В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений по формированию схемы тела
Опубликовано: 30 мая 2022 в 15:27
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр и упражнений по формированию схемы тела» (включая файлы) размещена пользователем Вакурина Светлана Владимировна (УИ 385156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД