Вакурина Светлана Владимировна
Картотека игр и упражнений по формированию схемы тела
▼ Скачать + Заказать документы
«Назови часть тела». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.
Вариант 1. Ребенок располагается перед зеркалом: «Посмотри и покажи, где голова? Нос? Лоб? Стопа? Колено? Плечо? Локоть?» И т. д.
Вариант 2. Выполнение этих действий переносится на взрослого: «Покажи, где у меня голова? Нос?» И т. д.
Вариант 3. Ребенок показывает части тела с закрытыми глазами.
Вариант 4. Ребенок называет части тела, которые показывает взрослый на ребенке.
Публикация «Картотека игр и упражнений по формированию схемы тела» размещена в разделах
Вариант 5. Ребенок называет части тела, которые показывает взрослый на себе.
Вариант 6. Ребенок с закрытыми глазами называет части тела, до которых дотрагивается взрослый у ребенка.
Вариант 7. Ребенок располагается перед зеркалом и обводит по контуру меловым маркером названные взрослым части лица.
Вариант 8. Ребенок располагается перед прозрачным экраном с одной стороны, взрослый (или другой ребенок) с другой стороны обводит по контуру меловым маркером названные взрослым части тела и лица.
Затем эти задания выполняются на кукле, а потом на картинке с изображением человека, куклы.
«Выше – ниже». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.
Сначала стоя перед зеркалом, ребенок вместе со взрослым анализирует расположение частей лица по отношению друг другу с точки зрения вертикальной оси: «Выше всего лоб», «Ниже всего подбородок», «Рот ниже, чем лоб», «Рот ниже, чем нос», «Рот ниже, чем глаза», «Что выше лоб или локоть?», «Я задумала часть лица: она находится выше, чем брови, но ниже, чем волосы. О какой части лица я говорю?» И так далее.
Затем упражнение выполняется без опоры на зеркало.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение частей рук, частей тела, частей ног.
Затем эти задания выполняются на кукле, а потом на картинке с изображением человека, куклы.
Подобные задания могут быть крайне разнообразны и могут задаваться вначале взрослым, а потом и самими детьми.
«Над, под, между». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.
Ребенок и взрослый располагаются перед зеркалом и проговаривают взаимное расположение частей лица, используя предлоги «над», «под» и «между».
Варианты вопросов: Что находится над подбородком? Что находится под глазами? Что находится между глазами и ртом? Я задумала часть лица. Она находится над. Какую часть лица я задумала? У Вани чернильное пятно под. Где у Вани чернильное пятно? И так далее.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение частей рук, частей тела, частей ног.
Затем эти задания выполняются на кукле, а потом на картинке с изображением человека, куклы.
«Что забыл нарисовать художник?» Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.
Ребенку показывают рисунок - портрет человека, на котором нет какой-то части лица. Ребенку предлагается исправить ошибку художника: назвать недостающую часть, сказать, где она находится и дорисовать. Например: Нет губ, они находятся под носом над подбородком.
«Спереди – сзади» Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.
Глядя в зеркало ребенок называет части тела расположенные спереди. Затем называет части тела, расположенные сзади.
С целью введения в активную речь слов сзади, спереди взрослый задает вопросы ребенку: «Где находится лоб? Грудь? Живот? Спина? Затылок?.» и так далее.
«Право – лево». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.
Работу следует выполнять с маркировки руки ребенка, как правило левой. Для этого на левую руку можно одеть браслет и объяснить, что левая рука с той стороны, где располагается сердечко.
Работу над соотнесением частей тела с соответствующей рукой следует выполнять по схеме : соотнести части тела с левой рукой (левый глаз, левая щека, затем с правой. Затем в перекрестном варианте: «Покажи правую бровь», «Покажи левое колено» и т. д.
Позднее, когда ребенок четко различает, где у него правые части тела, а где левые предлагаются упражнения типа : «Потри левое колено правой рукой», «Почеши носком левой ноги правую пятку»
«Ветрянка» Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.
Дети на изображении человека по очереди изображают, где появляются болячки ветрянки на теле: рисуют их или раскладывают фишки на дидактические листы, а потом снимают те, о которых говорит взрослый или другие дети. Например: «Вначале появились две болячки — под носом и над бровью», и для другого ребенка: «А потом три — подо ртом и одна под правым коленом» и т. п. Схожим образом играют в игры: «Грязнуля», «Как грязнуля умывался» и т. п.
«Путаница». Цель: формировать умение строить грамматические конструкции, отражающие пространственные представления о собственном теле.
Взрослый намеренно показывает не те движения или не то место на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого.
Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Возможно выполнение данной игры детьми под контролем взрослого.
Литература:
1. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н. Я. Семаго. — М. : Айрис-пресс, 2007.— 112 с.
2. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы// Дефектология. №1, М. : Школа-Пресс, 2000.