Любовь Павлова
Картотека игр для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека музыкальных игр для младшего возраста 2-4года
«Вот мы просыпаемся»
Это музыкальное упражнение проводится, как правило, в начале занятия, предвосхищая дальнейшие задания на уроке в ШКОЛЕ!
Мы играем, мы играем –
Все вокруг изображаем!
Педагог поет, дети выполняют движения соответственно тексту:
Вот мы просыпаемся, вот мы умываемся,
Вот мы чистим зубки, моем тело губкой.
Все друзья и все подружки моют шею, моют ушки!
Вот мы вытираемся, вот мы одеваемся – в школу собираемся!
В вот мы шли, шли, шли, вот мы шли, шли, шли,
Вот мы шли и в школу пришли!
Публикация «Картотека игр для младшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
«Здравствуйте!»
Игра развивает внимательность, коммуникативные качества.
Дети и родители шагают по комнате в произвольном направлении. Педагог произносит текст:
Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,
Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,
Погремушка прогремела – поздороваться велела.
(Здороваются мамы)
Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,
Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,
Колокольчик прозвенел – поздороваться велел.
(Здороваются дети)
Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,
Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,
Простучали ложки – отдыхают ножки.
(садятся на корточки)
Вариант игры:
… Погремушка прогремела – покружиться нам велела.
… Колокольчик прозвенел – и подпрыгнуть всем велел.
…. Простучали ложки – топнут наши ножки.
Первый раз педагог объявляет, кому нужно поздороваться. При последующих проведениях игры (на 2-м, 3-м уроке) дети на определенные звуковые сигналы сами должны решить - кто должен поздороваться (мамы или дети, какое действие нужно совершить.
«Мы по мостику идем»
Игра развивает координацию движений, чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве.
На полу выкладывается длинная веревочка. Это мостик, по которому нужно пройти (через речку, через овраг, ямку) в соответствии с конкретной игровой ситуацией.
Мы по мостику идем – ни за что не упадем! (2 р.)
Вот как мы шагаем – весело играем! (2. р.)
Ну-ка боком повернись, и по мостику пройдись! (2 р.)
Вот как мы шагаем – весело играем! (2. р.)
Вариант текста –
…по веревочке идем…
В этом случае добавляются новые куплеты:
Ну-ка ножку подними и легко перешагни! (2 р.) (родители поднимают веревочку на определенную высоту)
Вот как мы шагаем – весело играем! (2. р.)
Ну-ка спинку ты нагни, под веревочкой пройди! (2р.) (родители поднимают веревочку на определенную высоту)
Вот как мы шагаем – весело играем! (2. р.)
«Это я!»
Развивает внимательность.
Педагог поет - задает вопрос, дети хором пропевают ответ:
- Кто с ребятами играет? (gg-ee gg-ee) -Это я! Это я! (ed C ed C)
- Все игрушки собирает? -Это я! Это я!
- Кто всю кашу доедает? -Это я! Это я!
- Кто цветочки поливает? –Это я! Это я!
- Кто здесь любит шоколадку? -Это я! Это я!
- Кто ложиться спать в кроватку? -Это я! Это я!
- Кто на улице гуляет? – Этя я! Это я!
- Кто игрушки все ломает? -Нет не я! Нет не я)
Последнюю фразу можно вставлять в любом месте песенки, чтобы дети не привыкали к последовательности слов.
«В космосе»
В игре используется стихотворение А. Хайта «8 планет» :
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Восемь детей (по числу планет в стихотворении) выбирают себе названия планет. Мы добавляем в этот ряд и Луну: «А девятая – Луна, кружится с Землей она!»
Дети разучивают стихотворение. После того, как дети твердо выучили порядок планет в стихотворении, можно начинать игру. Педагог вызывает в круг какую-либо планету, называя только ее порядковый номер:
Раз – … выходит ребенок по «имени» Меркурий,
Два - ….(Венера) и т. д.
Дети – «планеты» идут по кругу. «Земля» и «Луна» держатся за руки. В центре стоит один ребенок - «Солнце».
Педагог поет. Дети выполняют движения по тексту.
В космосе темно бывает,
Будто выключили свет,
Только солнце освещает
Путь своих планет.
Все планеты кружатся, кружатся, кружатся, (дети кружатся)
С солнышком подружатся и пошлют привет! (воздушный поцелуй солнышку)
«Тараканы»
Игра является модификацией пальчиковой игры Е. Железновой, сопровождается музыкой.
1 этап – проведение пальчиковой игры.
2 этап: непосредственно игра для изучения букв или слогов.
В игре принимают участие пять детей. Дети – «тараканы» находятся в одной части комнаты. Каждому ребенку присвоено «имя» : самый Храбрый, самый Сильный, самый Ловкий, самый Шустрый, самый Главный. Педагог поет:
За буфетом, под паркетом
Много тараканов.
Самый Храбрый таракан
Побежал к тебе в карман.
Ребенок, которому присвоено имя самый Храбрый – бежит к стульчику, на который прикреплен листочек с буквой Х, самый Сильный – к стульчику с буквой С и т. д. Таким образом, каждый ребенок бежит к своей букве. Буквы и «имена» можно менять в соответствии с тем, какая буква изучается в данный момент.
Вариант:
На стульчиках прикреплены листочки со слогами:
ЛО (соответственно к нему бежит самый Ловкий таракан)
СО (самый СОнный)
БО (самый БОйкий)
МО (самый МОдный)
РО (самый РОбкий)
Дети, не участвующие непосредственно в игре, выступают в роли «экспертов» - проверяют, правильно ли выбраны буква или слог. Таким образом, все дети активно или пассивно задействованы в процессе изучения конкретного материала.
Задача педагога очень четко произносить слова, интонационно выделяя первый слог в слове.
«Баю-бай»
Педагог поет:
-Баю-бай, спать пора, засыпай до утра! -
Дети укачивают Зайку, передают его друг другу по цепочке.
-Тра-та-та! Встать пора! Ждут дела нас с утра!
Зайка в руках у ребенка, к которому он попал в этот момент, начинает скакать, подпрыгивать. Песенка звучит дальше, игра продолжается. Родители (или другая группа детей) аккомпанируют песенке игрой на шумовых инструментах (одна группа тихо звенят колокольчиками, другая группа играют на барабанах).
«Музыканты»
Развивает моторику рук, умение соотносить движения с текстом, знакомит с музыкальными инструментами.
Педагог поет, дети выполняют движения и подпевают в припеве:
Собирались музыканты, очень юные таланты.
Инструменты разбирали, очень весело играли:
Припев: Ду-ду-ду, ти-ли-ли, бом-бом, тра-ля-ля! (2 р.)
(Дети имитируют игру на музыкальных инструментах – дудочка, скрипка, барабан, рояль)
Мы в оркестре все играем, хоть и нот пока не знаем!
Все, что нам пока что нужно – повторять всем вместе дружно:
Припев: Ду-ду-ду, ти-ли-ли, бом-бом, тра-ля-ля! (2 р.)
«Цветы и бабочки»
Развивает цветовое восприятие, умение ориентироваться в пространстве, соотносить свои движения соответственно характеру музыки, создает радость общения с мамой в процессе творческого действии.
1 этап:
На магнитной доске нарисованы (или прикреплены разноцветные магнитики) три цветочка разных цветов. На магнитной доске меньшего размера прикреплены магнитики-бабочки, их дети пока не видят. Под музыкальную фонограмму (аудио-приложение «Бабочка») педагог показывает пальчиковую формулу «бабочка», поет:
Прилетела бабочка, крылышками машет,
Всем ребятам бабочка крылышки покажет.
Вот вы, какие крылья расписные (2 р.)
Педагог говорит детям, что у него одна бабочка, а вот их много (бабочки на магнитной доске).
Под музыкальную фонограмму (Григ «Утро в лесу», дети по одному берут одну бабочку с магнитной доски и прикрепляют к цветочкам на большой доске. Каждому ребенку задается определенный цвет – кому-то нужно прикрепить бабочку на красный цветочек, кому-то - на синий, кому-то на зеленый.
2 этап:
Наши мамы – все цветочки!
Ну, а их сыночки, дочки - маленькие бабочки,
Начинай игралочку!
Мамы выходят в центр зала, садятся на корточки. Под музыку распускаются цветочки (раскрывают пальцы в ладонях.)
Дети («бабочки», летают и, пока звучит музыка, выбирают для себя самый красивый и любимый цветочек – свою мамочку! Во время паузы (музыка смолкает, дети «садятся» на него, обнимают, целуют.
Звучит музыкальная тема бабочек, и дети вновь летают по комнате. Игра повторяется 2 раза. Затем «цветы» и «бабочки» начинают танцевать. Цветы и бабочки (мама и ребенок) танцуют вдвоем (произвольные танцевальные движения). Возвращается музыкальная тема бабочек, и они улетают домой, а цветочки закрывают свои лепесточки и мамы садятся на корточки. (Для каждого действия предусмотрен определенный музыкальный фрагмент).
Мимическая зарядка
(меняем выражение лица соответственно тексту)
Развивает лицевые мышцы, а также умение передавать различные эмоции и настроение мимикой.
Вот мы сердимся с тобой,
Вот мы веселимся,
Вот немножко погрустим,
А теперь мы спать хотим.
А потом мы злимся, злимся,
А теперь вдруг все боимся,
Весело кривляемся,
Вместе удивляемся,
Мы такие милые,
А теперь капризные,
Все такие важные,
Ух, какие страшные!
Вот мы радуемся все,
вот мы огорчились,
мы все строгие такие, -
вот мы все какие!
«Подарили мне игрушки»
Развивает внимательность, зрительную и слуховую память.
Перед детьми выставляются игрушки. При прочтении текста педагог указывает на них. При необходимости стишок повторяется несколько раз. Затем одна из игрушек убирается (дети не должны видеть какая). При очередном прочтении текста педагог спрашивает у детей - чего не хватает?
Подарили мне игрушки:
Мишку, зайку, погремушку,
Мячик, кубики, машинку,
Разноцветную пружинку,
Куклу и смешарика,
Нету только шарика.
Кто сумеет повторить, ничего не пропустить?
«Кого хочешь - выбирай!»
Развивает слуховую память, активность, артистизм, умение соотносить движения с характером музыки.
Ребенок, на котором остановилась считалка, должен выбрать одного из перечисленных зверей и под соответствующую музыку изобразить характерные для него движения (пройтись, косолапя, как мишка, попрыгать, как зайка и т. д.)
На траве в лесу сидели
И все вместе песни пели:
Толстый мишка-шалунишка,
Серый заинька-трусишка,
И лиса – плутовка, рыжая головка,
Мышка, ёжик, две лягушки,
Белка, кошечка и хрюшка,
Обезьянка, попугай –
Кого хочешь - выбирай!
«Трамвайчик»
Дети выстраиваются в ряд по одному. Педагог произносит текст, дети двигаются по комнате друг за дружкой, притоптывая ножками (колеса стучат у трамвайчика).
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор: (педагог подходит к последнему в ряду ребенку)
- Есть билет?
- Нет… (отвечает ребенок)
- Вот, возьмите ваш билет! (дает «билетик» - хлопок по руке)
Дети едут дальше.
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор: (педагог подходит к предпоследнему в ряду ребенку)
- Есть билет?
- Нет… (отвечает ребенок)
- Вот, возьмите ваш билет!
Педагог подходит к уже «обилеченному» ребенку.
- Есть билет?
- Да!
- Поехали тогда!
Возглас педагога «поехали тогда!» каждый раз относится к последнему в ряду ребенку. Если вопрос задается детям, у которых уже есть билетик, педагог, после ответа ребенка «Да!» говорит: «Покажи его тогда!». Ребенок показывает (хлопает по руке педагога) и говорит: «На!». Далее вопрос «кондуктора» адресуется либо к следующему ребенку, либо к последнему.
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор:
- Есть билет?
- Нет
- Вот, возьмите ваш билет!
Дети едут дальше.
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор:
- Есть билет?
- Да!
- Покажи его тогда!
- На! (ребенок хлопает по руке педагога)
Подходит к другому:
- Есть билет?
- Да!
- Поехали тогда!
Игра продолжается до тех пор, пока билеты не будут у всех «пассажиров» трамвая.
«Оркестр»
На магнитной доске нарисованы (или прикреплены нарисованные на листах бумаги) три цветочка разных цветов. Дети поделены на группы, каждая группа играет на разных шумовых инструментах (ложки, погремушки, румбы). Если педагог указывает на цветочек красного цвета, - дети играют на ложках, на синий – играют на погремушках, на зеленый – играют на румбах. Педагог может указывать сразу на два цветочка, тогда играют одновременно две группы детей. «Оркестр» может играть и тутти (все инструменты одновременно, если указываются сразу три цветочка. В качестве музыкального сопровождения можно использовать народные мелодии (русская народная мелодия «Барыня», татарская народная мелодия «Апипа» и др.)
Вариант игры:
а) Рядом с цветочками написаны первые буквы инструментов (П -погремушки, Л - ложки, Р - румбы).
б) Вместо цветочков написаны только первые буквы инструментов.
в) Красный цветочек – ложки, синий – погремушки, зеленый – все вместе.
г) Хор: красный цветочек группа детей поет га-га-Га, синий – Му-у-у, зеленый – вместе.
«Что нам стоит дом построить?»
Развивает пространственное воображение, мелкую моторику.
Что нам стоит дом построить – (пальчиком рисуем в воздухе квадратик)
Нарисуем, будем жить! (рисуем треугольник сверху – получился домик)
И на ёлке все иголки (рисуем в воздухе ёлочные ветви – двумя пальчиками расходящиеся нисходящие линии)
Сможем дождиком полить! (рисуем пальчиком сверху вниз маленькие черточки-дождинки)
Солнышка кружочек с яркими лучами, (большой круг, лучики)
Маленький цветочек – нарисуем сами! (маленький кружок, лепестки)
В музыкальной фонограмме мелодическая тема проводится два раза. Во второй раз дети рисуют на магнитной доске соответственно тексту.
«Тихо - громко»
Педагог поет, дети выполняют движения по тексту.
Тихо пальчики играют (тихо стучим кончиками пальцев)
Громко, громко хлопают! (громко хлопают)
Пальчиковые игры:
«Мама, мама!»
- Мама, мама! (машем мизинчиками)
- Да, да, да! (машем большими пальчиками)
- Ты куда опять пошла? (мизинчики)
- Я пошла по-магазинам (указательный и средний «шагают»)
Покупать нам крем на зиму (большой, указательный и средний пальчики трутся друг о дружку, как показывают жестом деньги)
Будем кремом ручки мазать («мажут кремом» ручки сверху)
Будут ручки вкусно пахнуть! (вдох –А! – 2р.)
Будем кремом ручки мазать («мажут кремом» ручки с тыльной стороны)
Будут ручки вкусно пахнуть! (вдох –А! – 2р.)
Каждый пальчик мы намажем (мажут кремом каждый пальчик на одной руке)
Каждый пальчик мы намажем (мажут кремом каждый пальчик на другой руке)
И друзьям своим покажем!
«Ах, какой цветочек!»
Ах! - какой цветочек! (пальчиковая фигура «раскрытый цветок» из двух рук)
Ох! – какой замочек! (обе руки сложены в «замок»)
Ух! – какая сила! (два кулачка)
Их! – как некрасиво. (машут ладошками)
Эх! – веселый смех (хлопки)
Радует нас всех! (руки на пояс)