Получи документы

Картотека «Дидактических игра на развитие монологической речи»

Елена Шишкина
Картотека «Дидактических игра на развитие монологической речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Перспективное планирование опытно – педагогической работы

Сентябрь

1 неделя:

Игра «Фантастический зверь»

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход игры: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя. Задачи:

развивать монологическую речь;

Публикация «Картотека „Дидактических игра на развитие монологической речи“» размещена в разделах

• упражнять в образовании притяжательных прилагательных при составлении простых распространенных предложений.

2 неделя:

Игра «Закончи предложение»

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: воспитатель раскладывает перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, задача ребенка закончить рассказ подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, Кошка ловит (мышку). Задачи:

• развитие монологической речи;

•создать условия для составления простых предложений при помощи картинок.

3 неделя:

Игра «Наоборот»

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры: дети и воспитатель садятся на стулья в круг. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, задача ребенка поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч обратно воспитателю. Например, направо - налево, вверх-вниз. Задачи:

• развивать монологическую речь;

• учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу (антонимы,

• активизировать мыслительную активность

4 неделя:

Игра «Скажи по-другому»

Ход игры: воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т. д. Задачи:

• развивать монологическую речь;

• учить детей использовать в речи слова, похожие по смыслу (синонимы,

• активизировать мыслительную активность

Октябрь

1 неделя:

Игра «Рисунки по кругу»

Ход игры: предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и цветные карандаши.

По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребёнку.

В итоге игры детям предлагается рассказать, что они видят на рисунке, что у них получилось, а первый ребёнок может рассказать, что он хотел нарисовать. Задачи:

• развитие монологической речи детей при помощи детского творчества.

2 неделя:

Игра «Что лишнее?»

Материал: предметные картинки. Ход игры: воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например, кошка, собака, корова, воробей, лошадь). Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть картинки и определить какая из них лишняя и почему. Задачи:

• развивать монологическую речь;

• совершенствовать доказательную форму речи.

3 неделя:

Игра «Если бы…»

Ход игры: воспитатель предлагает детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был президентом…» (каким, зачем? Что делал бы? И т. п.) «Если бы вдруг исчезло солнце…» (Что в этом хорошего и плохого). Задачи:

• развивать монологическую речь, фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.

4 неделя:

Игра «В гостях у матрёшек»

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход игры: воспитатель сообщает дошкольникам, что они пришли в гости к матрешкам. В их домах находится много разных предметов. Детям нужно догадаться, из дома какой матрёшки конкретный предмет. Задачи:

• развивать монологическую речь

• учить образовывать сравнительную степень прилагательных, в сложно подчинённых предложениях, используя союз «а»;

• совершенствовать навык соотношения предметов по величине.

Ноябрь

1 неделя:

Игра «Дополни предложение»

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила. - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети. Задачи:

• развивать монологическую речь

• активизировать словарь, мыслительную активность

2 неделя:

Игра «Даша не боится мороза»

Ход игры: воспитатель приглашает на занятие куклу Катю и говорит детям, что кукла Катя собирается на улицу. Что ей надеть, чтобы не замёрзнуть? Воспитатель показывает вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, её отличительные признаки, в том числе и функциональные. Пример: - Какое это пальто? Какого оно цвета? Какие элементы есть у пальто? Зачем на прогулке нужен шарф? И прочее. Задачи:

• развивать монологическую речь;

• продолжать учить составлять описательный рассказ; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

3 неделя:

Игра: «рисование Снежинки»

Ход игры: воспитатель предлагает детям пофантазировать и представить, что к ним на ладони спустились снежинки. Задает вопросы: какие они? Хотелось бы детям передать красоту этих снежинок?

Воспитатель предлагает выбрать фон на бумаге, акварель. Дети рисуют. В это время можно включить «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

После завершения рисунка детям предлагается проанализировать свои рисунки по вопросам воспитателя: какие у вас получились снежинки? А какие у ваших товарищей? В какое время года идет снег? И так далее. Задачи:

• развивать монологическую речь; творческое воображение детей;

• продолжать учить составлять описательный рассказ.

4 неделя:

Игра: «Что за предмет?»

Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.» Задачи:

• развивать монологическую речь;

• продолжать учить составлять описательный рассказ.

Декабрь

1 неделя:

Игра: «Найди лишнюю картинку»

Ход игры: Подбирается серия рисунков, среди которых три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

При анализе действий ребенка стоит задать вопросы, например, почему ты так определил картинки? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил? Задачи:

• развивать монологическую речь;

• совершенствовать доказательную форму речи.

2 неделя:

Игра: «Почемучки – потомучки»

Ход игры: воспитатель показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?» Задачи:

• развивать монологическую речь

• расширять словарь;

• активизация, уточнение значения обобщающих слов.

3 неделя:

Игра: «Нарисуй сказку»

Ход игры: воспитатель читает детям текст сказки и предлагает зафиксировать основные моменты в ней при помощи рисунков. Задачи:

• развивать монологическую речь, используя мнемотаблицы.

4 неделя:

Игра «Фотограф»

Ход игры: воспитатель просит детей рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные». Задачи:

• развивать монологическую речь;

• учить составлять рассказ по картинкам.

Январь

1 неделя:

Игра «Необычные домики»

Материал: 10 домиков из цветного картона разные по цвету, крыша домов отличается по цвету со стенами дома. На трубе домика, расположенной на крыше приклеена цифра (от 1 до 10).

У домиков разрезная открывающаяся дверь. Сзади, на месте разреза дверки подклеена фигурка какого – либо животного. Животные представлены по среде обитания – домашние и дикие животные (теплых и холодных континентов). Всего десять животных. Каждое животное живет в своем домике под определенным номером (цифрой)

Ход игры: для детей 4 - 5 лет - на закрепление цвета и систематизации знаний о животных).

Воспитатель просит найти красный, с синей крышей домик. Когда домик найден, стучим в дверку. Дверь открывается и показывается животное, живущее в этом домике. Ребенку необходимо назвать животное, его детеныша, чем его можно угостить уточнить, где обитает. - на закрепление счета. Задачи:

• развивать монологическую речь;

• продолжать учить согласовывать существительные с числительными;

• закреплять навык словообразования, навык количественного счета.

2 неделя:

Игра «Опиши белочку»

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».

Дети отгадывают, что это белка. Дети описывают игрушку белку.

При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у белки; на ушках; хвостик у белки; она умеет. и очень любит. Задачи:

• развивать монологическую речь;

• продолжать учить составлять описательный рассказ.

3 неделя:

Игра «Составь сказку про Машу»

Ход игры: Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Задачи:

• развивать монологическую речь;

• фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.

4 неделя:

Игра «Кто откуда?»

Ход игры: дошкольникам предлагается три рисунка (на одном из которых изображен лес, на другом – скотный двор, а на третьем река) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, корова, овца, щука, окунь и т. д.) Их необходимо отнести к какому-либо рисунку, аргументировав свой ответ. Задачи:

• развивать монологическую речь

• расширять словарь;

• активизация, уточнение значения обобщающих слов.

Февраль

1 неделя:

Игра «Профессии»

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Ход игры: воспитатель предлагает составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину» и тд, чем более развернутым будет предложение и целый рассказ, тем лучше. Задачи:

• развивать монологическую речь;

• продолжать учить составлять предложения о людях разных профессий;

• расширять словарный запас.

2 неделя:

Игра «Расскажем про белочку»

Ход игры: воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить как они играли в игру опиши белочку. Затем предлагает посмотреть на игрушку белочку и вспомнить какая она, что умеет делать и составить рассказ про белочку, которая встретила волка.

Закрепление рассказа происходит в творческой деятельности – создание рисунка Белочка встретила волка. Задачи:

• развивать монологическую речь; творческое воображение;

• продолжать учить составлять описательный рассказ.

3 неделя:

Игра «Чего на свете не бывает»

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки-нелепицы, попросить детей не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения. Задачи:

• развивать монологическую речь;

• совершенствовать доказательную форму речи.

4 неделя:

Игра «Как ты узнал?»

Ход игры: воспитатель располагает перед детьми различные предметы или картинки, которые им предстоит описывать.

Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Воспитатель спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» ребёнок отвечает описанием предмета. Задача:

• развивать монологическую речь;

• совершенствовать доказательную форму речи;

• закреплять умение составлять описательный рассказ.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование. Листочки из тонкой.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Дидактических игра на развитие монологической речи»
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 16:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека «Дидактических игра на развитие монологической речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шишкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД