Елена Шишкина
Картотека «Дидактических игра на развитие монологической речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование опытно – педагогической работы
Сентябрь
1 неделя:
Игра «Фантастический зверь»
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход игры: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя. Задачи:
• развивать монологическую речь;
Публикация «Картотека „Дидактических игра на развитие монологической речи“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
• упражнять в образовании притяжательных прилагательных при составлении простых распространенных предложений.
2 неделя:
Игра «Закончи предложение»
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: воспитатель раскладывает перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, задача ребенка закончить рассказ подходящим словом, опираясь на картинки.
Например, Кошка ловит (мышку). Задачи:
• развитие монологической речи;
•создать условия для составления простых предложений при помощи картинок.
3 неделя:
Игра «Наоборот»
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры: дети и воспитатель садятся на стулья в круг. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, задача ребенка поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч обратно воспитателю. Например, направо - налево, вверх-вниз. Задачи:
• развивать монологическую речь;
• учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу (антонимы,
• активизировать мыслительную активность
4 неделя:
Игра «Скажи по-другому»
Ход игры: воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.
«Мокрый» - «сырой, влажный» и т. д. Задачи:
• развивать монологическую речь;
• учить детей использовать в речи слова, похожие по смыслу (синонимы,
• активизировать мыслительную активность
Октябрь
1 неделя:
Игра «Рисунки по кругу»
Ход игры: предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и цветные карандаши.
По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребёнку.
В итоге игры детям предлагается рассказать, что они видят на рисунке, что у них получилось, а первый ребёнок может рассказать, что он хотел нарисовать. Задачи:
• развитие монологической речи детей при помощи детского творчества.
2 неделя:
Игра «Что лишнее?»
Материал: предметные картинки. Ход игры: воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например, кошка, собака, корова, воробей, лошадь). Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть картинки и определить какая из них лишняя и почему. Задачи:
• развивать монологическую речь;
• совершенствовать доказательную форму речи.
3 неделя:
Игра «Если бы…»
Ход игры: воспитатель предлагает детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был президентом…» (каким, зачем? Что делал бы? И т. п.) «Если бы вдруг исчезло солнце…» (Что в этом хорошего и плохого). Задачи:
• развивать монологическую речь, фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.
4 неделя:
Игра «В гостях у матрёшек»
Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.
Ход игры: воспитатель сообщает дошкольникам, что они пришли в гости к матрешкам. В их домах находится много разных предметов. Детям нужно догадаться, из дома какой матрёшки конкретный предмет. Задачи:
• развивать монологическую речь
• учить образовывать сравнительную степень прилагательных, в сложно подчинённых предложениях, используя союз «а»;
• совершенствовать навык соотношения предметов по величине.
Ноябрь
1 неделя:
Игра «Дополни предложение»
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила. - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети. Задачи:
• развивать монологическую речь
• активизировать словарь, мыслительную активность
2 неделя:
Игра «Даша не боится мороза»
Ход игры: воспитатель приглашает на занятие куклу Катю и говорит детям, что кукла Катя собирается на улицу. Что ей надеть, чтобы не замёрзнуть? Воспитатель показывает вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, её отличительные признаки, в том числе и функциональные. Пример: - Какое это пальто? Какого оно цвета? Какие элементы есть у пальто? Зачем на прогулке нужен шарф? И прочее. Задачи:
• развивать монологическую речь;
• продолжать учить составлять описательный рассказ; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
3 неделя:
Игра: «рисование Снежинки»
Ход игры: воспитатель предлагает детям пофантазировать и представить, что к ним на ладони спустились снежинки. Задает вопросы: какие они? Хотелось бы детям передать красоту этих снежинок?
Воспитатель предлагает выбрать фон на бумаге, акварель. Дети рисуют. В это время можно включить «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.
После завершения рисунка детям предлагается проанализировать свои рисунки по вопросам воспитателя: какие у вас получились снежинки? А какие у ваших товарищей? В какое время года идет снег? И так далее. Задачи:
• развивать монологическую речь; творческое воображение детей;
• продолжать учить составлять описательный рассказ.
4 неделя:
Игра: «Что за предмет?»
Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.» Задачи:
• развивать монологическую речь;
• продолжать учить составлять описательный рассказ.
Декабрь
1 неделя:
Игра: «Найди лишнюю картинку»
Ход игры: Подбирается серия рисунков, среди которых три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.
При анализе действий ребенка стоит задать вопросы, например, почему ты так определил картинки? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил? Задачи:
• развивать монологическую речь;
• совершенствовать доказательную форму речи.
2 неделя:
Игра: «Почемучки – потомучки»
Ход игры: воспитатель показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?» Задачи:
• развивать монологическую речь
• расширять словарь;
• активизация, уточнение значения обобщающих слов.
3 неделя:
Игра: «Нарисуй сказку»
Ход игры: воспитатель читает детям текст сказки и предлагает зафиксировать основные моменты в ней при помощи рисунков. Задачи:
• развивать монологическую речь, используя мнемотаблицы.
4 неделя:
Игра «Фотограф»
Ход игры: воспитатель просит детей рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные». Задачи:
• развивать монологическую речь;
• учить составлять рассказ по картинкам.
Январь
1 неделя:
Игра «Необычные домики»
Материал: 10 домиков из цветного картона разные по цвету, крыша домов отличается по цвету со стенами дома. На трубе домика, расположенной на крыше приклеена цифра (от 1 до 10).
У домиков разрезная открывающаяся дверь. Сзади, на месте разреза дверки подклеена фигурка какого – либо животного. Животные представлены по среде обитания – домашние и дикие животные (теплых и холодных континентов). Всего десять животных. Каждое животное живет в своем домике под определенным номером (цифрой)
Ход игры: для детей 4 - 5 лет - на закрепление цвета и систематизации знаний о животных).
Воспитатель просит найти красный, с синей крышей домик. Когда домик найден, стучим в дверку. Дверь открывается и показывается животное, живущее в этом домике. Ребенку необходимо назвать животное, его детеныша, чем его можно угостить уточнить, где обитает. - на закрепление счета. Задачи:
• развивать монологическую речь;
• продолжать учить согласовывать существительные с числительными;
• закреплять навык словообразования, навык количественного счета.
2 неделя:
Игра «Опиши белочку»
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».
Дети отгадывают, что это белка. Дети описывают игрушку белку.
При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у белки; на ушках; хвостик у белки; она умеет. и очень любит. Задачи:
• развивать монологическую речь;
• продолжать учить составлять описательный рассказ.
3 неделя:
Игра «Составь сказку про Машу»
Ход игры: Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Задачи:
• развивать монологическую речь;
• фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.
4 неделя:
Игра «Кто откуда?»
Ход игры: дошкольникам предлагается три рисунка (на одном из которых изображен лес, на другом – скотный двор, а на третьем река) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, корова, овца, щука, окунь и т. д.) Их необходимо отнести к какому-либо рисунку, аргументировав свой ответ. Задачи:
• развивать монологическую речь
• расширять словарь;
• активизация, уточнение значения обобщающих слов.
Февраль
1 неделя:
Игра «Профессии»
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.
Ход игры: воспитатель предлагает составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину» и тд, чем более развернутым будет предложение и целый рассказ, тем лучше. Задачи:
• развивать монологическую речь;
• продолжать учить составлять предложения о людях разных профессий;
• расширять словарный запас.
2 неделя:
Игра «Расскажем про белочку»
Ход игры: воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить как они играли в игру опиши белочку. Затем предлагает посмотреть на игрушку белочку и вспомнить какая она, что умеет делать и составить рассказ про белочку, которая встретила волка.
Закрепление рассказа происходит в творческой деятельности – создание рисунка Белочка встретила волка. Задачи:
• развивать монологическую речь; творческое воображение;
• продолжать учить составлять описательный рассказ.
3 неделя:
Игра «Чего на свете не бывает»
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки-нелепицы, попросить детей не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения. Задачи:
• развивать монологическую речь;
• совершенствовать доказательную форму речи.
4 неделя:
Игра «Как ты узнал?»
Ход игры: воспитатель располагает перед детьми различные предметы или картинки, которые им предстоит описывать.
Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Воспитатель спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» ребёнок отвечает описанием предмета. Задача:
• развивать монологическую речь;
• совершенствовать доказательную форму речи;
• закреплять умение составлять описательный рассказ.