Валентина Коротаева
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша. Средней возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Найди»
Задачи: -Знакомить с логическими блоками
-Закрепить название геометрических фигур, основных
цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий» -Развивать умения сравнивать
геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному
признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша
Ход игры: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру,
Публикация «Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша, Средней возраст» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры,
как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта
по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди
такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие
же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме,
но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и
размеру, но другого цвета).
3– 4 неделя
Дидактическая игра Чудесный мешочек»
Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на
ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые
блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2
Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,
умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из
мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму,
размер или толщину, не вынимая из мешка.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Задачи:
-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,
толщине
-Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно
запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры
меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Октябрь
1 -2 неделя
Дидактическая игра «Найди не такую»
Задачи: Продолжать знакомить с логическими блоками.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры,
которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .
Дидактическая игра «4-й лишний»
Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме,
величине, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша
Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур
лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
3 - 4 неделя
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Задачи:
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине
-Развивать мышление
Материал: Набор блоков Дьенеша
Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было
фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине
и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
Ноябрь
1 – 2 неделя
Дидактическая игра «Найди пару»
Задачи:
-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,
толщине
-Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой
желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет
в пару с маленьким красным квадратом и т. д.
3 – 4 неделя
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи:
-Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную
по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так,
чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета,
размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая
по форме, размеру, цвету.
Декабрь
1 – 2 неделя
Дидактическая игра «Найди клад»
Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,
толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не
видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.).
Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или
«нет» : «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает
вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и
толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества,
производить логическую операцию «не».
Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри
обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все
красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур
предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались
вне обруча? ( Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При
повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие
вне.
3 – 4 неделя
Дидактическая игра «Чего не хватает»
Задачи: Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения
Ход игры: Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами.
Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»
Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам,
производить логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.
Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области,
определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри
красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих
обручей (эти области нужно обвести указкой).
1. затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри
красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
2. после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы:
какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча;
Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет
фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и
квадратных.