Екатерина Смирнова
Картотека игр с логическими блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «СКАЖИ СКОЛЬКО?» (игра 1)
Материал: логические блоки Дьеныша.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько. "
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Публикация «Картотека игр с логическими блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?", "Сколько красных фигур в первом ряду?", "Сколько кругов?" и т. д.
Дидактическая игра «ХУДОЖНИКИ» (игра 2)
Материал: "Эскизы картин" - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; логические блоки Дьеныша.
Цель игры: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры: детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Дидактическая игра «МАГАЗИН» (игра 3)
Материал: товар (карточки с изображением предметов, логические блоки Дьеныша.
Цель игры: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Дидактическая игра «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» (игра 4)
Материал: логические блоки Дьеныша.
Цель игры: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине; развивать мышление.
Описание игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «ХОРОВОД» (игра 5)
Материал: логические блоки Дьеныша.
Цель игры: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Описание игры: воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «ВТОРОЙ РЯД» (игра 6)
Материал: логические блоки Дьеныша.
Цель игры: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Описание игры: выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «НАЙДИ КЛАД» (игра 7)
Материал: логические блоки Дьеныша.
Цель игры: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Описание игры: выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
Дидактическая игра «ИГРА С ОБРУЧЕМ» (игра 8)
Материал: обруч, логические блоков Дьенеша.
Цель игры: развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
Описание игры: перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактическая игра «НА СВОЮ ВЕТОЧКУ» (игра 9)
Цель игры: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Материал: логические блоки Дьеныша.
Описание игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.