Рушина Алиядинова
Картотека дидактических игр «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра "Домашние животные".
Цель: Учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
Речевая задача: обогащение словаря по теме "Домашние животные",
обучению использованию в речи обобщающего понятия "Домашние животные".
Ход игры: В игре участвуют несколько человек. Они становятся вдоль
линии. Им предлагается вспомнить как можно больше названий домашних
Публикация «Картотека дидактических игр „Развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
животных. Каждый ребенок, по очереди, идя вперед должен громко
произносить при каждом шаге название животного. Останавливаться нельзя.
Выигрывает тот, кто дальше пройдет.
Дидактическая игра «Дикие животные»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
Ход:
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Цель: расширить знания о животных и их детенышей.
I вариант:
Речевая задача: обучение образованию существительных при помощи
суффиксов: -онок, -енок.
Ход игры: "Ребята, что это за звуки? Прислушайтесь, кто-то плачет.
Давайте посмотрим, кто же это плачет. Ой, кто это? Да, правильно. Это
детеныши домашних животных. Что случилось? Почему вы плачете? Да они, наверное, потерялись. Давайте поможем им найти маму". Дети берут картинки с изображением детенышей и ищут каждому детенышу маму. А теперь давайте назовем их семью, чтобы в следующий раз они знали, кто их родители могли их найти сами. Например: "Кот - кошка - котенок, пес- собака – ще-
нок".
II вариант:
Речевая задача: обучение образованию существительных при помощи
суффиксов: - ата, - ята.
Ход игры: "Звери потеряли своих детенышей. Поможем им их найти".
Дети подбирают животных и их детенышей и рассказывают. Например: "У коровы - телята, у лошади - жеребята, у кошки - котята".
Дидактическая игра «Птицы»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц. Правильно их называть, развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.
Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.
Дидактическая игра «Овощи и Фрукты»
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать и развивать словарный запас. Учить правильно называть названия фруктов и овощей.
Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).
Дидактическая игра «Времена года»
Цель:
- знать времена года и называть их в определенной последовательности;
- находить, соответствующие данному времени года картинки;
- развивать зрительную память, внимание, речь;
- любить природу в разное время года.
-развить связную речь
-обогатить активный словарный запас детей существительными, прилагательными.
Задачи:
- учить определять время года по его характерным признакам;
- закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;
- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.
Материалы: цветной картон,на цветном принтере распечатаны «Времена года», вырезаны и сделана стрелка, указывающая на времена года.
Ход: в процессе игры ребенок в первую очередь знакомится с временами года, развивается внимание, память, речь. В игре двигая самостоятельно стрелку, дети могут выбрать нужное время года и придумывать словосочетания, предложения о времени года. Также на каждое время года дети рассказывают стихи выученные в течении года (про осень, зиму, весну, лето).
Дидактическая игра "Кто, где живет".
Цель:
- учить различать домашних животных;
- учить классифицировать домашних животных по месту обитания.
Речевая задача:
- обогащение словаря детей названиями хозяйственных построек;
- употребление существительных в предложном падеже единственного числа.
Материал: мяч.
Ход игры: Приходит Незнайка. Он не знает, где живут домашние
животные. Предлагается детям назвать, где живут домашние животные.
Воспитатель бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, должен назвать, где живет домашнее животное. Игрок: "Собака живет в конуре. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Свинья живет в свинарнике".
Дидактическая игра "Накормим животных".
Цель:
- учить детей знать и называть животных и корм для них.
Речевая задача
- учить использовать в речи простые распространенные предложения;
- обучение употреблению существительных в творительном падеже единственного и множественного числа.
Материал: картинки с изображением животных и корма для них.
Речевая задача: обучение употреблению существительных в роди-
тельном падеже, единственного числа.
Ход игры: "Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила придти
сегодня и накормить домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для животных и пойдем их кормить. Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали. Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим? ". Дети дают корм животным и рассказывают. Например: "Корову накормим сеном, травой. Лошадь овсом, сеном. Кошку - молоком и рыбой".
Дидактическая игра "Кто где обитает".
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
Ход: На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берло-га, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
Дидактическая игра по развитию речи «Четвёртый лишний»
Задачи: учить детей различать на слух и в произношении все звуки родного языка; определять первый звук в слове; развивать у детей умение обобщать предметы по заданному признаку (наличие в их названии определённого звука); развивать у детей слуховое восприятие, внимание, быстроту мышления, сообразительность.
Ход игры: В игре могут участвовать 4 человека. Каждому ребёнку раздаётся карточка с 4 картинками. Ребёнок называет вслух предметы, изображённые на картинках, чётко выделяя первый звук в названии каждого предмета. По выделенным звукам определяет, какая из картинок на его карточке лишняя, объясняет, почему он так решил.
Дидактическая игра по развитию речи «Домашние и дикие животные»
Цель: учить детей называть диких и домашних животных, а также их детёнышей, классифицировать их, закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие; развивать речь; память, внимание; зрительное восприятие; воспитывать любовь к природе.
1 вариант игры:
Ход: Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать это животное и «поселить» там, где оно живёт. Если это дикое животное, то ребёнок ставит карточку возле ёлочки, а если домашнее возле дома.
2 вариант игры:
Ход: Воспитатель предлагает детям помочь животным. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребёнок берёт животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детёныша.
Дидактическая игра «Варим суп и компот».
Цель: познакомить с понятиями «суп» и «компот», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.
Задачи: обогащать словарный запас, развивать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, внимание; Закреплять у детей знания об овощах и фруктах и ягодах, правильно их называть, классифицировать их и пользоваться обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды»; Формировать представление об особенностях внешнего вида, о том где они растут;
Оборудование: макеты кастрюль «Суп» и «Компот», картинки овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Суп» и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребёнка выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием: «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Компот или суп? (соответственно в компот идут фрукты и ягоды, а в суп — овощи).
Дидактическая игра «Продолжи ряд».
Цель:
1. Учить детей классифицировать понятия транспорт.
2. Воспитывать чувство сопереживания, желание придти на помощь.
3. Активизировать в речи детей понятия: наземный, воздушный, водный транспорт.
Материал: Карточки с изображениями: самолета, парохода, трамвая, поезда, грузовика, легковой машины. Карточки с условными обозначениями транспорта (воздушного, водного, наземного).
Ход игры: Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать? Дети: на машине, на поезде, на самолете… Воспитатель: Все, что вы перечислили как можно это назвать одним словом? Дети: транспорт. Воспитатель: Я хочу вам предложить поиграть в игру. На столах лежат карточки, выберите из них транспорт и выложите их в ряд. Воспитатель: Матвей, какой транспорт ты выложил на столе? Дети: называют картинки (самолет, машина, лодка, ракета, трактор, автобус, пароход). Воспитатель: А как вы думаете, весь ли транспорт одинаковый, может он чем- то отличается? Дети: ответы детей. Воспитатель: обратите внимание, пароход плавает по воде, по реке. Машина ездит по дороге. Самолет летает по небу. Воспитатель: Как вы думаете, транспорт, который летает по воздуху, как может называться? Дети: ответы детей. Называется «воздушный». Воспитатель: А тот, который плывет по воде как можно назвать? Дети: это «водный». Воспитатель: А транспорт, который ездит по земле, как можно назвать? Дети: «наземный». Воспитатель: Давайте еще поиграем в игру. У меня есть карточки, что на них нарисовано, как вы думаете? Дети: размышления детей. Облако, дорога, вода. Воспитатель: давайте выложим в ряд под облачко весь воздушный транспорт. Водный транспорт, мы выложим там, где нарисована вода. И наземный транспорт, выложим там, где лежит картинка с дорогой. Воспитатель: Как вы думаете, на чем удобней всего будет путешествовать Деду Морозу? Дети: на машине. Воспитатель: а как вы думаете, почему? Дети: размышления детей. По тому, что машина большая, в нее можно положить большой мешок с подарками… Воспитатель: Молодцы, ребята.
Дидактическая игра «Посади божью коровку на листочек».
Цель: тренировать умение сравнивать предметы по цвету, закреплять знания цветов.
Задачи: развивать умение объединять предметы по группам, ориентируясь на цвет; развивать память, речь, внимание, мышление; развивать умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
Оборудование: 4 листочка и 4 божьих коровок основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 4 листочка разного цвета (красного, желтого, синего, зеленого) и 4 божьих коровок таких же цветов. Листки и божьи коровки воспитатель готовит заранее.
- Ребята, посмотрите, какая красивая разноцветная поляна! Какого цвета листочки? (Красного, зеленого, синего, зеленого)
- Посмотрите, на нашу полянку прилетели божьи коровки. Какого цвета божьи коровки? (Красного, зеленого, синего, зеленого)
- Ребята, смотрите, на нашу полянку летят воробьи. Божьи коровки очень бояться их. Что же делать? (Надо спрятать божьих коровок)
- Правильно, надо спрятать божьих коровок на листочках. Нужно посадить красную божью коровку на красный листок, синюю божью коровку на синий листок, зеленую божью коровку на зеленый листок, желтую божью коровку на желтый листок. Воробьи прилетят на полянку, посмотрят и не найдут наших божьих коровок, потому что и листочки и божьи коровки одинакового цвета и их на листке не заметно.
- Ребята, на какой листок мы посадим зеленую божью коровку? (Ответ) На какой листок мы посадим желтую божью коровку? (Ответ) А синюю божью коровку, на какой листок посадим? (Ответ) Как вы думаете, а на красный листок какую божью коровку надо посадить? (Ответ)
Затем воспитатель просит посадить божьих коровок под листочки. Красную божью коровку под красный листочек, синюю божью коровку под синий листочек и т. д. и проговаривает индивидуально с каждым ребенком под каким листком, какая божья коровки сидит.
Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель проговаривает ответ за него. Затем еще раз спрашивает.
Вот такая увлекательная игра у нас получилась!