Ольга Медовикова
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей младшего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Младший возраст (3- 4 года)
«Воздушные шары»
Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра. Материал: Полоска картона, на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных шаров (их цвет соответствует окраске ниток). Ход игры: Воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная полоска. Что вы на ней видите? Правильно разноцветные ниточки. Для каждого шарика на полоске есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета «привязать» его к ней. К красной ниточке «привязать» красный шарик, к желтой – желтый, к синей – синий и т. д.
Публикация «Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей младшего возраста,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
«Лесная полянка»
Цель: Познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Закрепить умение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу. Материал: картонный лист зелёного цвета – «лесная полянка». На ней расположены цветы, вырезанные из бумаги (все цвета спектра). Семь лепестков, окрашенных в цвета спектра. Ход игры: Воспитатель предлагает детям подойти к столу и посмотреть как много красивых цветов распустилось на «лесной полянке». Дети вместе с воспитателем рассматривают цветы, называя цвета. После этого воспитатель говорит: «Я буду давать вам лепестки какого-нибудь цветка, растущего на полянке, а вы должны по лепестку найти такой же цветок и назвать его цвет».
«Полосатый коврик»
Цел:. Знакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал: На картоне наклеены цветные полоски – коврик (цвета спектра, белая и чёрная). Набор идентичных полосок.
Ход. игры: Воспитатель показывает листы картона на котором нарисован коврик, предлагает рассмотреть. Дети называют цвета полос по порядку. Незнакомые цвета воспитатель называет сам. Дети повторяют. Затем воспитатель показывает детям набор полосок и предлагает сложить такой же коврик, т. е. положить полоску желтого цвета к полоске желтого цвета на коврике, красную полоску к красной и т. д.
«Собери бусы»
Цель: Закреплять с детьми геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, знание цветов. Учить выкладывать фигуры в определенном порядке в соответствии с заданным образцом.
Материал: На листе бумаги нарисована нить. На половину нити наклеены в определенном порядке разноцветные геометрические фигуры (бусы). Коробочка с набором идентичных геометрических фигур разного цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку бусы. Ребенок рассматривает логический ряд и называет: «Это красный круг, это синий треугольник, опять красный круг, опять синий треугольник и т. д.». Воспитатель обращает внимание, что часть бусинок растерялась. Показывает коробочку с набором геометрических фигур, предлагает ребенку выбрать нужные и продолжить логический ряд (надеть бусинки на ниточку).
Варианты игры.
1. Ребенку предлагают выложить логический ряд из однородных фигур, но разного цвета.
2. Ребенку предлагают выложить ряд из разных фигур одного цвета.
3. Ребенку предлагают выложить логический ряд из 2-х различных фигур разного цвета.
4. По мере овладения игрой, количество фигур и цветов может увеличиваться до 5-ти.
Примечание. 4-й вариант игры можно использовать и в более старших группах.
«Пирамидка»
Цель: Закреплять с детьми название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Учить группировать однородные предметы по величине, раскладывать в порядке убывания. Закреплять название цветов.
Материал: Геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разного цвета и разного размера (по 3 резко отличных по размеру фигуры одного цвета). Ход игры: Перед ребенком лежит набор геометрических фигур. Воспитатель отбирает квадраты желтого цвета, раскладывает их в порядке убывания, сопровождая свои действия словами: «Этот квадрат самый большой, этот квадрат поменьше, этот квадрат самый маленький». Воспитатель предлагает отобрать все квадраты другого цвета. И задает вопрос ребенку: «Какого цвета квадраты ты выбрал (зеленого). Воспитатель предлагает ребенку составить пирамидку, выкладывая квадраты снизу вверх от самого большого до самого маленького, сопровождая свои действия словами.
Варианты игры.
1. Дети составляют пирамидки из кругов, из треугольников одного цвета.
2. Дети составляют пирамидки из однородных геометрических фигур разного цвета, при этом называя: «Квадрат зеленого цвета самый большой, квадрат красного цвета поменьше, квадрат синего цвета самый маленький».
3. Детям предлагают составить пирамидку из разных геометрических фигур одного цвета. На вопрос: «Как ты составил пирамидку?», ребенок отвечает «Я взял синий квадрат, сверху положил синий круг, а потом положил синий треугольник». (Значение размера фигур здесь не имеет).
4. Детям предлагают составить пирамидку из разных фигур разного цвета. На вопрос «как ты составил пирамидку?», ребенок отвечает: «Я взял синий квадрат, сверху положил желтый круг, а потом положил красный треугольник.» В этом варианте размет фигур тоже не имеет значения.
5. Детям, легко справляющимся с этим заданием, количество фигур различных по размеру добавляется до 4х-5ти.
6. Детям хорошо знающим цвета можно добавит фигуры другого цвета (голубые, фиолетовые, оранжевые и др.)
Примечание. Усложненные варианты игры можно использовать и в старших возрастных группах.
«Геометрическое панно»
Цель: Закреплять название геометрических фигур. Учить детей узнавать геометрические фигуры в сюжетном изображении.
Материал: Тряпичное панно, на котором изображен какой–нибудь сюжет.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть панно и назвать, какие предметы на нем изображены. Затем предлагает найти, какие геометрические фигуры спрятались в предметах. Дети узнают в домике квадрат и треугольник, в солнышке и снеговике круги и т. п.
«Назови геометрическую фигуру»
Цель: Формировать умения детей обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Накладывать фигуры друг на друга. Материал: Таблицы с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Отдельно вырезанные фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры и предлагает рассмотреть их, обвести фигуры по контуру. Далее она называет геометрические фигуры и просит детей повторить название. Затем воспитатель предлагает детям таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и просит детей найти и наложить их друг на друга. При повторном проведении упражнения воспитатель меняет таблицы.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: Формировать умения детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами. Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, предметы круглой формы (мячи пуговицы, шары, квадратной (строительный материал, платок, карточки лото, треугольной (строительный материал, флажок, морковь, прямоугольной (альбом, книга, строительный материал). Ход игры: Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы – на другом. Воспитатель просит подойти детей к столу и обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и просит назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все хлопают в ладоши. При повторном проведении игры воспитатель меняет предметы и геометрические фигуры.
«Найди свой домик»
Цель: Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств -величины и формы. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.
Материал: На коврик нашиты разноцветные геометрические фигуры. Набор идентичных геометрических фигур, но белого цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть коврик, назвать геометрические фигуры и их величину. Показывает набор геометрических фигур белого цвета и просит ребенка для каждой фигуры найти свой домик. В процессе игры ребенок сопровождает свой действия словами: «Это большой квадрат. Его домик здесь. Это маленький круг. Его домик здесь».
«Угости зайчиков морковкой»
Цель: Формировать умения устанавливать отношения между тремя объектами по величине. Научить обозначать эти отношения словами (большой, поменьше, самый маленький). Материал: Три зайца (большой, поменьше, самый маленький). Три морковки (большая, поменьше, самая маленькая). Ход игры: Воспитатель показывает зайчат и говорит, что в гости пришли зайчики. Рассматривает их вместе с детьми, называя (большой, поменьше, самый маленький). Затем говорит что зайки проголодались и предлагает угостить их морковками. Рассматривая морковки воспитатель объясняет что они разного размера (большая, поменьше, самая маленькая).
«Построим дом»
Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины. Материал: Два набора домов (сделанные из картона) : один используется в качестве образца, другой набор имеет четыре основы дома разной величины и части дома к этой основе (рамы, крыша, дверь). Части вставляются в соответствующие отверстия основы дома. Ход игры: «Плотники построили четыре дома разной величины - говорит воспитатель. – Давайте посмотрим, чем отличаются части одного дома от другого. К какому дому какая часть подходит?» Дети вместе с воспитателем устанавливают пространственные соотношения частей. Воспитатель может предложить использовать прием обведения контура частей (крыши, двери, рам). После обследования образца воспитатель дает задание построить дом по образцу. Дети вставляют найденные части в соответствующие отверстия основы дома.
«Сбор урожая»
Цель: Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Материал: Большая и маленькая корзина, большие и маленькие овощи (муляжи).
Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.
«Три медведя»
Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Материал: Силуэты трех медведей, комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки. Ход игры: Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает' : «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаила Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя, в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жильё и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).