Татьяна Искрина
Картотека дидактических игр по ознакомлению воспитанников среднего дошкольного возраста с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по ознакомлению воспитанников среднего дошкольного возраста с профессиями
«Кем хочешь стать?»
Цель: сформировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями, осознавать значимость любой профессии.
Материал: картинки, изображающие людей разных профессий.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Профессии. Игры, дидактические пособия
- Социальные навыки. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Ход игры:
- беседа и обсуждение по вопросам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?», «Какие профессии называют женскими? Мужскими?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».
- делают вывод: главное – любить и хорошо знать свое дело.
«Поймай – скажи»
Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч, бросает его ведущему и называет действия человека этой профессии.
Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает.
«Отгадай профессию»
Цель: закрепить представления детей о профессиях, сформировать представление о разделении профессий на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход: воспитатель поочередно перечисляют действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию, один ребенок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии.
«Назови одним словом»
Цель: развивать умение обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением предметов мебели, посуды, инструментов, одежды и т. д.
Ход игры: дети группируют предметы, изображенные на картинках и объясняют свой выбор.
"Кто кем хочет стать?"
Цель: развивать умение правильно употреблять трудные формы глагола.
Материал: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.
Ход игры: воспитанникам предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Дети рассматривают их и придумывают предложение со словом «хотим» или «хочу».
«Кто что делает?»
Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т. д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».
«Кому что надо?»
Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.
Ход игры: участвуют трое детей. На одного надевает шапочку повара, на другого — шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам игры. Третий ребенок достаёт из коробочки вещь, назвает ее, передаё т по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты».
В процессе игры состав ее участников меняется.
«Петрушка идет трудиться»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по функциональному назначению, воспитывать желание помогать взрослым.
Оборудование: картинки с изображением предметов, необходимых для игры и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета (огород, кухня, комната).
Ход игры: детям предлагаются макеты огорода, кухни и комнаты. Им нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен для чистки паласа, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты. Обращается внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать, какие предметы нуж-ны для работы на огороде, на кухне, в квартире.
«Профессии»
Цель: развивать представление о профессиях, обогащать и пополнять словарный запас слов.
Материал: не требуется.
Ход игры:
Ведущий описывает различные профессии. Задача детей - назвать профессию.
-Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?
- Повар!
- Водит машину.
-Водитель и т. п.
«Магазин посуды»
Цель: развивать умение образовывать названия посуды, сформировать пред-ставление о профессии продавца.
Материал: полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетницы, блюдо для печенья, сухарница, солонка.
Ход игры:
Воспитатель : - У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что вы хотите купить. Знать какой это предмет, для чего он нужен. У вас должны быть деньги на покупку. Если назвать неправильно, продавец не поймет вас и не продаст нужную вещь. Сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам. (хлебница, сахарница, салфетница). Воспитатель указывает на предметы, давая понять детям, что их нужно назвать. - Вот специальное блюдо для сухарей, это. (сухарница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. Не ошибайтесь, когда будете покупателями, называя их. Пожалуйста, кто какую посуду хочет купить, подходите, магазин открыт. «Купленную» посуду воспитатель откладывает на стол, объясняя, что специальная машина доставит покупку на дом.
«Магазин ткани»
Цель: сформировать умение определять ткань в зависимости от ее происхождения, закреплять представление о профессии продавца.
Оборудование: полка с различными видами ткани, метр, ножницы.
Ход игры: воспитатель создает следующую ситуацию: дети находятся в магазине «Ткани» и им нужно подобрать ткань для куклы Тани. Дети выбирают ткань, объясняя при этом: -для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это — хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка. При подборе тканей для зимней одежды нужна ткань шерстяная. Пушистая, теплая. Она изготовлена из шерсти, состриженной с овечки.
«Магазин»
Цель: расширить представления детей о профессии продавца, с различными видами магазинов.
Ход игры: перед детьми — магазин с отделами «Обувь» и «Одежда».
«Дорогие дети! - говорит воспитатель. В нашем магазине вы можете купить одежду и обувь для своих кукол. Что вы можете купить? Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами; красивые клетчатые брюки с черным ремнем; меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 3-4 вещи. В магазине их вдвое больше). Воспитатель — продавец вызывает ребенка, спрашивает: «Что Вы хотите посмотреть?» («Что вам показать?»). Тот отвечает: «Пожалуйста, покажите мне синий сарафанчик с цветочками». Или: «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком». Купленную ребенком вещь (их продается 5-6) воспитатель кладет в пакет, а пакет — в кузов грузовика. В конце игры воспитатель доставляет покупки адресатам. Вручая пакет, он спрашивает имя, фамилию ребенка, уточняет, в каком отделе магазина сделана покупка.
«Кто больше расскажет о профессии»
Цель: развивать умение детей соотносить действия людей с их профессией, развивать речь детей.
Материал: картинки с профессиями людей и предметами их деятельности.
Воспитатель : - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Ирины Борисовны, которая готовит нам обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей). Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие – то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи) - А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции).
- А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет). Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пас-туха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.
«Угадай по результату профессию»
Цель: развивать образное и логическое мышление.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки : платье, дом, пирог, фотография и т. д.).
«Определи по предмету профессию»
Цель: расширить представления детей о предметах труда различных про-фессий.
Материал: любые предметы труда разных профессий.
Ход игры: дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.