Получи документы

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Любовь Агафонова
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" - слова советского педагога В. Сухомлинского точно, отражают задачи воспитания детей дошкольного возраста. В раннем детстве (от 1до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

- зрительные;

- слуховые;

- тактильные;

- обонятельные

- вкусовые.

Публикация «Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста» размещена в разделах

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах - общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Развитие сенсорики позволяет:

- обогатить словарный запас;

- сформировать правильную структуру речи;

- улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;

- развить фантазию;

- улучшить коммуникативные навыки.

Предлагаю Вашему вниманию картотеку игр по сенсорному развитию детей раннего возраста:

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 3 – 5 колец.

Методические приемы: собрать пирамидку в порядке убывания.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: трехместная матрешка.

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, соответственно для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик.

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Дидактический материал: Мячики разные по цвету и величине, 2 куклы разные по размеру (большая и маленькая).

Методические приемы: Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие).

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую и предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают для большой куклы – большой мячик, для маленькой куклы – маленький мячик.  Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка.  Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик.  Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, найти предметы такой же формы.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Подбери ежику грибочек»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: печатное плоскостное изображение ежей и грибочков, с изображенными на них различными геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Методические приемы: воспитатель, показывая грибочек просит детей назвать геометрическую форму и показать какому ежику дадим этот грибочек.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как из фигурок построить грузовик.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игра «Спрячь мышку»

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Дидактический материал: силуэты домиков четырех основных цветов и геометрические формы этих же цветов сделанные из картона,

В окошках домиков нарисованы мышки.  Окошки домиков разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные.

Методические приемы: Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

Мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки.  (Воспитатель помогает детям подобрать к окошкам нужную геометрическую форму.)

- Теперь наступило утро, и окошки нужно открыть.

Наступил день. Посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку).

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать красную фигурку к коробочке такого же цвета.

«Палочки цветные»

Цель: привлекать внимание детей к цветовым свойствам игрушек, формировать приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего.

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: Воспитатель раскладывает мячи одного цвета (синего) в одну корзину, а мячи другого (зеленого) цвета в другую корзину, затем предлагает сделать это детям.

«Найди ниточку для шарика»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы, ленточки таких же цветов.

Методические приемы: к красному шарику найти ленту такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт малышей.  

Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке.  Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, желтого цвета.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям сделать лучики для солнышка из прищепок желтого цвета.

«Укрась бабочку»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Дидактический материал:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Методические приемы: Воспитатель предлагает детям украсить крылья бабочки разными по цвету и размеру картонными кругами.

«Шнуровки».

 Цель: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки.

Дидактический материал: плоскостные изображения с отверстиями и шнурки разного цвета.

Методические приемы: Показать ребенку как надо вставлять в отверстия шнурок и продергивать его.

«Разрезные картинки» 

Цель: формирование представлений о целостных образах предметов. Формирование умения собирать целый предмет из частей; развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Дидактический материал: Разрезные карточки 2 или 4 части.

Методические приемы: Показать ребенку как правильно составить целое изображение из частей.

«Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Дидактические приемы: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

«Фонарик»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Дидактический материал: электрический фонарик.

Методические приемы: когда стемнеет, походите вместе с детьми потемной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя потемной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.

«Угадай что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания детей.

Дидактический материал: Музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, деревянные ложки.

Методические приемы: Воспитатель поочередно показывает детям инструменты, уточняя их название и знакомит со звучанием. Затем игрушки убираются за ширму. За ширмой повторяется игра на инструментах, а дети по звуку отгадывают, "чья песенка слышна?"

«Угадай на вкус»

Цель: Уточнить названия фруктов, формировать умение определять их вкус, называть и описывать вкус предлагаемых фруктов. Активизировать речь.

Дидактический материал: тарелка с нарезанными фруктами, фрукты - муляжи.

Методические приемы: Воспитатель просит детей определить фрукт на вкус, не глядя. И назвать его вкус словом.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Собери яйца»Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Собери яйца» Авторская дидактическая игра «Собери яйца»Возрастная группа: Ранний возраст С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается.

Дидактическая игра из крышек по сенсорному развитию «Цветики» для детей раннего возрастаДидактическая игра из крышек по сенсорному развитию «Цветики» для детей раннего возраста Игра «Цветики»СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В раннем возрасте познание окружающего мира идет через процессы ощущения и восприятия,.

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесная корзинка»Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесная корзинка» Продолжая тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием системы Марии Монтессори» предлагаю вашему вниманию дидактическую.

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Весёлые ладошки»Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Весёлые ладошки» Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Весёлые ладошки» Главной составляющей полноценного развития детей.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими рукамиИгры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими руками Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Изучение формы» Конспект занятия с детьми раннего возраста. «Кукла Оля» Цель: формировать восприятие формы. Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании.

Лэпбук «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста» Цель: показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей. Задачи: 1. Обогащать чувственный опыт детей. 2. Учить обследовать.

Настольная игра по сенсорному развитию «Конфеты для кукол» для детей раннего возрастаНастольная игра по сенсорному развитию «Конфеты для кукол» для детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю еще одну настольную игру по сенсорному развитию для детей раннего возраста, сделанную своими.

Конспект ОД для детей группы раннего возраста по сенсорному развитию «Форма, цвет, величина» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости блога. Предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 15:15
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Агафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД