Любовь Агафонова
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" - слова советского педагога В. Сухомлинского точно, отражают задачи воспитания детей дошкольного возраста. В раннем детстве (от 1до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:
- зрительные;
- слуховые;
- тактильные;
- обонятельные
- вкусовые.
Публикация «Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах - общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.
Развитие сенсорики позволяет:
- обогатить словарный запас;
- сформировать правильную структуру речи;
- улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
- развить фантазию;
- улучшить коммуникативные навыки.
Предлагаю Вашему вниманию картотеку игр по сенсорному развитию детей раннего возраста:
«Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 3 – 5 колец.
Методические приемы: собрать пирамидку в порядке убывания.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал: трехместная матрешка.
Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
«Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, соответственно для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик.
«Большие и маленькие мячики».
Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Дидактический материал: Мячики разные по цвету и величине, 2 куклы разные по размеру (большая и маленькая).
Методические приемы: Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие).
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую и предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают для большой куклы – большой мячик, для маленькой куклы – маленький мячик. Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
«Закрой окошки»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).
Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
«Найди такой же»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, найти предметы такой же формы.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Подбери ежику грибочек»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: печатное плоскостное изображение ежей и грибочков, с изображенными на них различными геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Методические приемы: воспитатель, показывая грибочек просит детей назвать геометрическую форму и показать какому ежику дадим этот грибочек.
«Веселый грузовик»
Цель: формировать представление о форме, величине предметов.
Дидактический материал: геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).
Методические приемы: воспитатель показывает, как из фигурок построить грузовик.
«Найди подходящую заплатку»
Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
Дидактический материал: геометрические фигуры.
Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.
Игра «Спрячь мышку»
Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Дидактический материал: силуэты домиков четырех основных цветов и геометрические формы этих же цветов сделанные из картона,
В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки домиков разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные.
Методические приемы: Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
Мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. (Воспитатель помогает детям подобрать к окошкам нужную геометрическую форму.)
- Теперь наступило утро, и окошки нужно открыть.
Наступил день. Посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку).
«Оденем куклу»
Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать красную фигурку к коробочке такого же цвета.
«Палочки цветные»
Цель: привлекать внимание детей к цветовым свойствам игрушек, формировать приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего.
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
«Цветные мячики»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.
Методические приемы: Воспитатель раскладывает мячи одного цвета (синего) в одну корзину, а мячи другого (зеленого) цвета в другую корзину, затем предлагает сделать это детям.
«Найди ниточку для шарика»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы, ленточки таких же цветов.
Методические приемы: к красному шарику найти ленту такого же цвета.
«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт малышей.
Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец
Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.
Игры с прищепками
«Солнышко»
Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.
Дидактический материал: круг желтого цвета, желтого цвета.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям сделать лучики для солнышка из прищепок желтого цвета.
«Укрась бабочку»
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Дидактический материал:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Методические приемы: Воспитатель предлагает детям украсить крылья бабочки разными по цвету и размеру картонными кругами.
«Шнуровки».
Цель: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки.
Дидактический материал: плоскостные изображения с отверстиями и шнурки разного цвета.
Методические приемы: Показать ребенку как надо вставлять в отверстия шнурок и продергивать его.
«Разрезные картинки»
Цель: формирование представлений о целостных образах предметов. Формирование умения собирать целый предмет из частей; развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки.
Дидактический материал: Разрезные карточки 2 или 4 части.
Методические приемы: Показать ребенку как правильно составить целое изображение из частей.
«Пляшущие тени»
Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.
Дидактические приемы: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
«Фонарик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Дидактический материал: электрический фонарик.
Методические приемы: когда стемнеет, походите вместе с детьми потемной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя потемной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.
«Угадай что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания детей.
Дидактический материал: Музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, деревянные ложки.
Методические приемы: Воспитатель поочередно показывает детям инструменты, уточняя их название и знакомит со звучанием. Затем игрушки убираются за ширму. За ширмой повторяется игра на инструментах, а дети по звуку отгадывают, "чья песенка слышна?"
«Угадай на вкус»
Цель: Уточнить названия фруктов, формировать умение определять их вкус, называть и описывать вкус предлагаемых фруктов. Активизировать речь.
Дидактический материал: тарелка с нарезанными фруктами, фрукты - муляжи.
Методические приемы: Воспитатель просит детей определить фрукт на вкус, не глядя. И назвать его вкус словом.
Спасибо за внимание!