Григорьева Анастасия
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
для раннего и младшего возраста.
Название дидактической игры Программное содержание Материал Сроки
Блок «Родная семья»
«А ты мне кто?».
Формировать представление о семейных связях, воспитывать доброжелательное отношение к ближайшим родственникам. Семейные фотографии сентябрь
Публикация «Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
«Расскажи о своей семье» Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.
«Я люблю…»
Воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности
Тематический альбом «Моя семья»
«Назови ласково»
Совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами.
Кукла, иллюстрации детей
«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке….»
Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.
Картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.
октябрь
«Добрые слова» Закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.
Картинки с изображением различных жизненных ситуаций
«Как я дома помогаю» Воспитывать заботливое отношение к членам семьи
Сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки.
«Мой брат (сестра)» Воспитывать заботливое отношение к младшим и старшим братьям (сестрам)
Фотографии братьев и сестёр
«Моих бабушек и дедушек зовут» Формировать представление о себе как о члене семьи. Воспитывать заботливое отношение к старшему поколению. Фотографии бабушек и дедушек ноябрь
Блок «Родной дом»
«Жилище человека»
Закрепить знания детей о жилище человека, прививать любовь к родному дому.
Картинки и иллюстрации с изображением жилища человека ноябрь
«Мир предметов»
Обобщить представление детей о предметах обихода и их свойствах. Воспитывать познавательную активность.
Картинки и изображения предметов обихода
«Домашние дела» Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»
Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном доме. Иллюстрации предметов мебели декабрь
«СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?» Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.
Мой дом (родной, любимый, славный, красивый и др.)
Картинки с изображением домов
«Найди свой дом» Закрепление знаний детей о жилище человека, привитие любви к родному дому. Фотографии домов детей
«Моя комната» Закреплять знания детей о предметах мебели. Формировать представления о понятиях окно, дверь. Иллюстрации детских комнат
«Микрорайон» Закрепить знания детей о своем микрорайоне, о зданиях, построенных в ближайшем окружении.
Макет микрорайона январь
«Кто со мной живёт» Побуждать детей к рассказыванию о свои близких родственниках. Воспитывать заботливое отношение к старшему поколению. Картинки с изображением семей
Блок «Родная природа»
«У кого какой домик»
Закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют жильё. Картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
январь
«С какого дерева листок»
Закрепить знания детей о природе родного края
Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев.
«Птицы нашего города»
Знакомить детей с птицами родного города. Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.
Альбом «Птицы нашего города», составленный совместно с родителями
февраль
«На земле, в небе, под водой (животный мир)»
Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Таблица, на которой изображены небо, море, картинки животного мира.
«Узнай по описанию кто это»
Закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.
Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.
«КТО С НАМИ РЯДОМ ЖИВЕТ?»
Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.
Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».
«ЧТО В САДУ РАСТЕТ?»
Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.
Набор предметных картинок из серии «Фрукты»
март
«КОГО МЫ ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?»
Учить узнавать, показывать и называть животных, насекомых, изображенных на картинках.
Набор предметных картинок из серии «Дикие животные», «Насекомые».
«Фрукты и овощи»
Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный овощ среди других. Научить детей группировать овощи по признаку.
Картинки с изображением овощей.
Блок «Родная культура»
«Русская матрёшка» Познакомить детей с русской
народной игрушкой - Матрешкой; вызвать у детей интерес к новой игрушке. Матрёшки март
«Подбери наряд кукле» Знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов. апрель
«Подбери узор» Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям.
Карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования
«Собери узор».
Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Разрезные картинки с изображениями народных промыслов.
«Укрась сарафан» Закрепить умение детей составлять узор для русского костюма. Упражнять в умении собирать целостное изображение костюма из отдельных частей. Разрезные картинки «Русский костюм»
«Хорошо – плохо» Продолжать знакомить детей со сказками народов России. Воспитывать духовно-патриотические чувства у дошкольников. Иллюстрации к русским народным сказкам. май
«В какой избушке свои игрушки» Расширять представление детей о многообразии народных игрушек, об особенностях быта людей разного времени. Воспитывать уважительное отношение к труду и творчеству мастеров Иллюстрации с изображением игрушек
«Собери картинку» Закрепить знания детей о разнообразных видах народно – прикладного искусства (дымковская игрушка, матрешка). Развивать интерес к культурному наследию своего народа. Разрезные картинки
«Путешествие по сказкам»
Закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках.
Игрушки (герои сказок)
Младший возраст (2019г. -2020г.)
Название дидактической игры Программное содержание Материал Сроки
Блок «Родная семья»
«Моих родителей зовут…» Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Семейные фотоальбомы
сентябрь
«Узнай о ком я говорю»
Закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Фотографии членов семьи
«Мы помощники» Воспитывать заботливое отношение к членам семьи, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности
«Моя семья» Формировать представление о себе как о члене семьи.
Показать значение семьи в жизни человека.
Семейный фотоальбом
«Оцени поступок»
Развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Сюжетные картинки.
октябрь
«Мама устала» Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям. Стул
«Угадай настроение» Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания к родным и близким людям Набор пиктограмм
«Пирамида любви» Воспитывать уважительное, заботливое отношение к членам семьи. Семейный фотоальбом
«Назови ласково» Вызвать желание рассказать о своей семье, используя слова в уменьшительно-ласкательной форме. Воспитывать у ребенка уважение к членам своей семьи. Цветок с разноцветными лепестками. ноябрь
Блок «Родной дом»
«Наш микрорайон» Закреплять знания детей о микрорайоне, в котором они живут. Фотографии микрорайона ноябрь
«Милый дом» Вызвать желание рассказать о своём доме, используя слова в уменьшительно-ласкательной форме. Кукла
«Моя улица» Способствовать нахождению родного дома на фотографии улицы, развивать познавательную активность. Фотографии улиц
«Путешествие по квартире» Вызвать желание рассказать о своем доме, закреплять знания детей о названиях комнат в квартире. Макет квартиры декабрь
«Скажи какой»
Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания об этажности домов. Иллюстрации домов
«Из чего построен дом»
Совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Изображение разных жилищ человека.
«Жилое – Нежилое»
Закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т. п.
Картинки и иллюстрации с изображением разных строений.
«Как найти дорожку в домой?»
Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Макет местности микрорайона.
январь
«Мир предметов»
Обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком. Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные. Картинки и изображения предметов обихода
Блок «Родная природа»
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме.
Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.
январь
«Кому что дать?».
Закрепить названия животных, сформировать представление об их внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко, воспитывать интерес к игре, желание трудиться.
Игрушки - зайчик, козочка, ежик; муляжи фруктов и овощей: капуста, морковь, яблоко.
«ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»
Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.
Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.
февраль
«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»
Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Картинки с изображением цветов и лепестков.
«СОБЕРИ РАСТЕНИЕ»
Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и разрезные части растения
«ОТГАДАЙ КТО ЭТО?»
Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Иллюстрации животных
«ПОСТРОЙ ДОМИК ДЛЯ ЖИВОТНОГО»
Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье. Формировать умение подбирать правильный дом любому из животных.
Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных.
март
«Большие и маленькие» Закреплять знания детей о животных и их детёнышах. Воспитывать любовь к животному миру. Иллюстрации животных с детёнышами.
«Природа и человек»
Закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Картинки и иллюстрации по теме.
Блок «Родная культура»
«Дымковская игрушка» Упражнять детей в составлении
композиции из элементов росписи на силуэте игрушки. Развивать внимание, память, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Шаблон игрушки, образец, элементы
росписи. март
«Чей орнамент?»
Упражнять детей в составлении
целого из элементов росписи.
Воспитывать уважительное отношение к культуре. Разрезные картинки апрель
«Продолжи пословицу»
Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Картинки
«Собери рубаху» Закрепить умение детей составлять узор для русского костюма. Упражнять в умении собирать целостное изображение костюма из отдельных частей. Разрезные картинки «Русский костюм»
«Лото – народные костюмы» Закрепить знания об особенностях национальных костюмов. Воспитывать уважительное отношение к культуре людей разных национальностей. «Лото – народные костюмы»
«Чудесный короб» Закрепить знания детей о русском фольклоре. Продолжать знакомить с народными песнями. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре, к русским традициям, а также к культуре и традициям других народов. Иллюстрации к различным народным сказкам, песенки, потешки. май
«Музей народных игрушек»
Систематизировать знания детей о русских народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.
Глиняный горшок, дымковская игрушка, матрешки, валенки.
«Сказка - загадка»
Закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Картинки с изображением сказочных персонажей
«Собери предмет» Упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур из частей; систематизировать знания детей о русских народных промыслах. Картинки Дымковской игрушки