Баранник Светлана Анатальевна
Картотека дидактических игр по ОБЖ
▼ Скачать
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО
ОБЖ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМ-
ЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.
Публикация «Картотека дидактических игр по ОБЖ» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Преимущество использования дидактических игр, по сравне- нию с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасно- сти жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем: каждый ребенок максимально активен; имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и си- стематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 че- ловек) или индивидуально; поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Подобранные дидактические игры дают возможность: позна- комить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систе- матизировать данные представления, учить различать потенци- ально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения; познако- мить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоро- вью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сю- жетных и предметных картинок, поощрительных призов вызы- вает желание дошкольников играть, активизирует их психиче- ские процессы. Положительная оценка со стороны игрового пер- сонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правиль- ности понимания норм безопасного поведения.
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»
Задачи: закреплять представления о предметах быта, кото-
рыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» чело- вечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, кото- рыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть осталь- ными.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО -
НАЙДИ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасно-
сти в доме; развивать сообразительность, внимание; воспи- тывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами до- машнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачи- вается и считает до 3—5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чув - ство сотрудничества.
Материал:
* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
* картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно подни- мает картинку с изображением предмета. Участники должны дога- даться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной пред- мет, рассказать правила обращения с ним.
«ДОМИК УЛИТКИ»
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопас- ного поведения; развивать охранительное самосознание; вос- питывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета. Правило: соблюдать очередность.
Материал: игровое поле с изображением улитки, внутри до- мика которой нарисованы различные предметы домашнего
обихода; фишки; кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на ку- бике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на кото- рой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен дан- ный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблю- дательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чи- стоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки- предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображе- нием вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты.
* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
* На макете разложить все предметы на свои места, сна- чала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
* То же в игровом уголке.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопас- ности.
Материал:
* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей. Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с
изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— не- опасных (разрешенных).
Варианты:
* индивидуально с воспитателем,
* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Примерное содержание картинок : ребенок сидит, читает, смотрит те- левизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т. п. по всем видам опасных ситуаций.
Вариант: «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»
(с использованием фотографий детей).
В отличие от картинок, использование фотографий дает воз- можность показать ребенку реальную опасную бытовую си- туацию, обратить внимание дошкольника на детали, закре- пить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, дан- ный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфото- графировать своего ребенка в различных домашних ситу- ациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с иг- рушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удоволь- ствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия