МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи для дошкольников

Наталья Буркова
Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи для дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Картотека

дидактических игр

по обучению грамоте и развитию речи

Упражнения, способствующие обогащению словаря ребенка (разработаны Е. И. Тихеевой)

1. Подбор определений и эпитетов : например, к слову собака. Какие бывают собаки (большие, лохматые, умные, охотничьи, грязные и др.) / Узнавание предмета по эпитетам: зеленая, стройная, кудрявая, белоствольная- что это? (береза)

Публикация «Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи для дошкольников» размещена в разделах

2. Подбор действий к предмету: ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает… Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет- что это? (солнце) Подбор к действию объекта: Кто и что плавает? Летает? (самолет, бабочка, листья….)

3. Подбор обстоятельств: Учиться можно как (Хорошо, лениво, прилежно….

4. Нюансы смысла слов: дом, домик, домище; большой, домище; большой, огромный, громадный.

5. Добавление детьми пропущенных слов: Пришел почтальон, он принес… Дворник взял метлу, он будет… Я буду прибивать гвоздь, принеси мне…

6. Распространение предложений : Дети идут (куда? Зачем)

7. Добавление придаточных предложений: Кошка взобралась на дерево (какое? Почему? Зачем? Когда)

8. Составные части целого: дерево- ствол, ветки, сучья.

9. Составление предложений с определенным словом или несколькими словами.

Ознакомление со звуковой стороной слова

Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

1. «Как звучат слова».

-Прослушивание стихотворений и вычленение из него слов, которые воспитатель протягивает, произнося ясно были слышны разные звуки. Например: гррроооммм, зззааашшуууррршшаат!

-Затем подбор слов подобных по звучанию. Например: мммак-ррррак, гаааллкка- ппаааллкка и т. д.

-Теперь играем по- другому. Подыскиваем слова, непохожие по звучанию: дом- пушка, жарко – суп и т. д.

-Далее упражнять в подборе рифм: зайка- побегайка, лисичка- сестричка, птичка – невеличка, сорока- белобока и т. д.

-Я брошу мяч и скажу, например, слова резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, корзина и перебрось мне мяч. Начали играть… сверчок- паучок, петрушка – зверюшка, елки – иголки и т. д.

- Называем другие слова. Мяч можно будет перебрасывать друг другу только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на – ок. Начинаем (молоток- паучок, лесок- песок, носок- старичок, грибок- платок и т. д.)

После того как ребенок научится вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы в них были слышны звуки, научится различать звучание слов, учим детей различать детей слова по количеству звуков (короткие- мало звуков в слове, длинные- звуков много)

1. - Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Если шагать под эти слова, то всего один шаг успеваешь делать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: шар, мяч, он. А если произнести длинное слово, то и говорится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотр: ленивица, рукодельница. Протягивая слова, воспитатель шагает, демонстрируя протяженность слова. Слышал,как много звуков в эти словах?

- Рассмотри предметы в комнате. Назови сразу два предмета, название одного должно быть длинное, другого- короткое. Например: шар- подоконник, мяч- грузовик, чай- карандаш и т. д.

- Теперь вспомни знакомые короткие слова…А теперь вспомни длинные слова.

-Я называю слова- длинные и короткие. Правила игры: когда называю короткое-хлопни в ладоши, длинное- не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом, Иванушка, кит, солнышко, черноглазый, зайчонок. Затем меняются ролями. Дети называют слова, а воспитатель определяет короткое или длинное слово.

- Короткие слова надо превращать в длинные, а затем их изменять. Например: кот- котенок, котище, лиса- лисонька, лисичка, лисёночек.

- Будем вспоминать слова, одинаковые по звучанию, но в которых будет мало звуков, это будут короткие слова. Находим короткие слова,похожие на слово мак. Рак, лак, бак, так, как. И т. д

- Теперь подбираем длинные похожие слова, например : цыпленок- жеребенок, козленок, зайчонок и т. д.

Затем ребенка знакомим, что звуки в словах разные и каждый занимает определенное место, один и тот же звук может слышаться и в начале, и в средине его. Задача-научить выделять отдельные звуки в слове.

2.«Добавляй звук.»

- Я буду называть слова, но в каждом слове не договорю один звук, а ты мне подскажешь, какой звук я произнесла. Витя славный мальчи.

К Красной Шапочке подошел серый вол… В лесу из веток мы построили шала. Рыбаки развели косте… По тропинке покатился веселый колобо… Белочка орешки спрятала в дупл. Навстречу лисе выбежал зая… В зоопарке всем понравился бегемо… и сло… и т. д.

2. «Поймай мяч».

-Я тебе бросаю мяч, но ты его должен ловить только тогда, когда названное слово будет начинаться на звук с. Ты мне возвращаешь мяч, назвав тоже слово на это звук. Начинаем игру: снег, соседка, солнце и т. д.

3. «Будь внимателен»

- Теперь новые правила игры. В конце слова должен быть звук к. Если мы подберем слово неправильно, то мяч пусть падает, ловить его нельзя. Я начинаю : цветок- жук, червяк-паук, волк- снежок, котенок- синичка. (мяч падает). Слушай слово : синичкаааааа. Какой звук последний? Играем дальше.

4. «Кто больше?»

-Все вы знаете много сказок. Постарайся вспомнить слова из сказок со звуком ц. Тот кто назовёт слово правильно, тот кладет перед собой счетную палочку. Например : жар- птица, златая цепь, зеркальце, царевич, каменный цветок, аленький, цветочек, царь, кольцо, цветик- семицветик, царевна-лягушка и т. д. В конце игры определяется победитель, кто набрал большее количество палочек.

5. «Что мы купим?»

Например: мы идем на базар покупать только те овощи и фрукты, в названиях которых есть звук л. (свекла, яблоко, лук, салат, клубника и т. д.) Или идем в зоопарк, в котором живут животные в названиях которых есть звук р. (тигр, зубр, кенгуру, рысь,орел и т. д.)

6. «Отгадай, какое слово задумано». Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука (… ак- рак, мак, бак, лак, а ребенок громко произносит слова.

- Кто больше назовет слов (о зиме, лете, весне, осени? Ребенку предлагается назвать слова, например, о зиме : а) вначале перед ребенком ставится задача назвать слова, которые оканчиваются на звук а. (зима, шуба, шапка, снежинка) б) слова без звука к (мороз, лед, холод, сани); в) слова со звуком к (шапка, снеговик, варежки).

Аналогичные задачи можно ставить перед детьми, предлагая найти слова на определенный звук к обобщающим словам, например : сладости, лакомства со звуком л (шоколад, мармелад, карамель и т. д. ,обобщающим словам, выражающим качества предмета («легкие» слова со звуком п – пушинка, пух и т. д.).

7. «Какая игрушка?»

Предлагается детям рассмотреть игрушки, развешанные на елке, и указать те, в названиях которых слышится заданный взрослым звук. При анализе ответов ребенка отмечается, как произнесено слово (громко, четко выделять звук, определять его расположение в слове.)

8. «Кто заметил?». Играющие молча рассматривают мебель и предметы комнаты и отмечают про себя те, в названии которых есть звук р.

9. «Достроим дом». Взрослый на листке бумаги рисует часть дома – стена. Ребенку предлагается достроить дом, но лишь те, в названиях которых есть звук р. (крыша, труба, рама, дверь, крыльцо и др.)Можно уточнить из какого материала построен дом (дерево, кирпич. Какого цвета мог быть дом- оранжевый, красный, коричневый.) После этого приступают к благоустройству участка: рисуются забор, ворота, дорожка, грядка ; сажают деревья (груша, береза);во дворе домашние животные (баран, корова);на огороде овощи (горох, репа, укроп) ;в пруду (карп, карась).

10. «Что это, подскажи».

Взрослый рассказывает сказку и не называет некоторые слова, а только на содержащийся звук. Например : Однажды утром медвежата Маша и Миша отправились путешествовать по лесу. Миша взял с собой предмет, в названии которого есть звук р, а Маша взяла предмет, в названии которого звук у. По тропинке пробежал зверек, в названии которого мало звуков (Ёж).Подошли медвежата к речке и стали ловить рыбу, в названии которой есть звук с и т. д.

11. «Чей рассказ лучше?»

Взрослые и дети придумывают рассказ из слов, большая часть которых будет начинаться на один и тот же звук. Например рассказ ребенка : Папа пришел домой и привнес покупки. Потом пришел Петя с портфелем. Папа с Петей пошли гулять по проспекту в парк. Они пели песню.

Все придуманные рассказы стоит записать в тетрадь -«Мы придумали сами».

Если ребенок уже хорошо ориентируется в звуковом строении слова, можно предложить ему умственные задачи большей сложности:

-Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний к. (Кузнечик, второй – у, последний – а (Жучка).

-Подбери слова, которое начинается на второй звук слова стол (трамвай, туча)

-Подбери слова, в котором был бы последний звук слова сыр в названии птицы (скворец, коршун, сорока и др.)

- Найди в комнате предмет, в названии которого есть звук у.

-Назови, какие у тебя есть игрушки в названии которых есть второй звук - и (мишка, лисичка, второй звук –а (машина, барабан, третий звук- т (лото, котенок, Петрушка).

Ознакомление со слогом

1. «Лови мяч»- взрослый бросает мяч ребенку и называет одну часть слова (слог, ребенок добавляет оставшуюся или продолжает слог.

2. «Почтальон принес письмо»-каждый игрок получивший письмо-карточку с изображением предмета,должен не только подробно описать, но и определить, сколько частей (слогов) в его названии. Например : «В моем письме изображено вот что : маленькая, твердая, круглая, с тоненьким хвостиком, растет в огороде, любят ее есть в салате и просто с солью, в названии три части.» (Редиска)

3. «Рисуй»- на прогулке ребенок рисует на снегу, песке слова предметы, названия которых состоят из разного количества частей.

Ознакомление с предложением

и его составом.

Приемы, которые помогут взрослым закрепить знания ребенка о предложении: четкое произношение слов с паузой (Лисичка…. хитрая.) , последовательное называние слов в предложении, подсчитывание их, называние слов вразбивку, совместное хоровое их произнесение, Графическое изображение черточками на листе бумаги по количеству слов в предложении, откладывание счетных палочек, кружочков, шишек и др., отстукивание в барабан, молотчком. Хлопки в ладоши, отпрыгивание на скакалке, удары мяом в пол, отсчитывание шагов по числу сказанны

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста.Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес»Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес» Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Поможем солнышку разбудить весенний лес" Цель: подвести итоги работы.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Зима. Декабрь» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме «Зима. Декабрь» для детей подготовительной группы Воспитатель Зайцева Е. М.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи для дошкольников
Опубликовано: 30 января 2022 в 17:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Буркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД