Наталья Буркова
Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
дидактических игр
по обучению грамоте и развитию речи
Упражнения, способствующие обогащению словаря ребенка (разработаны Е. И. Тихеевой)
1. Подбор определений и эпитетов : например, к слову собака. Какие бывают собаки (большие, лохматые, умные, охотничьи, грязные и др.) / Узнавание предмета по эпитетам: зеленая, стройная, кудрявая, белоствольная- что это? (береза)
Публикация «Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи для дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
2. Подбор действий к предмету: ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает… Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет- что это? (солнце) Подбор к действию объекта: Кто и что плавает? Летает? (самолет, бабочка, листья….)
3. Подбор обстоятельств: Учиться можно как (Хорошо, лениво, прилежно….
4. Нюансы смысла слов: дом, домик, домище; большой, домище; большой, огромный, громадный.
5. Добавление детьми пропущенных слов: Пришел почтальон, он принес… Дворник взял метлу, он будет… Я буду прибивать гвоздь, принеси мне…
6. Распространение предложений : Дети идут (куда? Зачем)
7. Добавление придаточных предложений: Кошка взобралась на дерево (какое? Почему? Зачем? Когда)
8. Составные части целого: дерево- ствол, ветки, сучья.
9. Составление предложений с определенным словом или несколькими словами.
Ознакомление со звуковой стороной слова
Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит, что оно состоит из звуков.
1. «Как звучат слова».
-Прослушивание стихотворений и вычленение из него слов, которые воспитатель протягивает, произнося ясно были слышны разные звуки. Например: гррроооммм, зззааашшуууррршшаат!
-Затем подбор слов подобных по звучанию. Например: мммак-ррррак, гаааллкка- ппаааллкка и т. д.
-Теперь играем по- другому. Подыскиваем слова, непохожие по звучанию: дом- пушка, жарко – суп и т. д.
-Далее упражнять в подборе рифм: зайка- побегайка, лисичка- сестричка, птичка – невеличка, сорока- белобока и т. д.
-Я брошу мяч и скажу, например, слова резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, корзина и перебрось мне мяч. Начали играть… сверчок- паучок, петрушка – зверюшка, елки – иголки и т. д.
- Называем другие слова. Мяч можно будет перебрасывать друг другу только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на – ок. Начинаем (молоток- паучок, лесок- песок, носок- старичок, грибок- платок и т. д.)
После того как ребенок научится вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы в них были слышны звуки, научится различать звучание слов, учим детей различать детей слова по количеству звуков (короткие- мало звуков в слове, длинные- звуков много)
1. - Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Если шагать под эти слова, то всего один шаг успеваешь делать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: шар, мяч, он. А если произнести длинное слово, то и говорится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотр: ленивица, рукодельница. Протягивая слова, воспитатель шагает, демонстрируя протяженность слова. Слышал,как много звуков в эти словах?
- Рассмотри предметы в комнате. Назови сразу два предмета, название одного должно быть длинное, другого- короткое. Например: шар- подоконник, мяч- грузовик, чай- карандаш и т. д.
- Теперь вспомни знакомые короткие слова…А теперь вспомни длинные слова.
-Я называю слова- длинные и короткие. Правила игры: когда называю короткое-хлопни в ладоши, длинное- не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом, Иванушка, кит, солнышко, черноглазый, зайчонок. Затем меняются ролями. Дети называют слова, а воспитатель определяет короткое или длинное слово.
- Короткие слова надо превращать в длинные, а затем их изменять. Например: кот- котенок, котище, лиса- лисонька, лисичка, лисёночек.
- Будем вспоминать слова, одинаковые по звучанию, но в которых будет мало звуков, это будут короткие слова. Находим короткие слова,похожие на слово мак. Рак, лак, бак, так, как. И т. д
- Теперь подбираем длинные похожие слова, например : цыпленок- жеребенок, козленок, зайчонок и т. д.
Затем ребенка знакомим, что звуки в словах разные и каждый занимает определенное место, один и тот же звук может слышаться и в начале, и в средине его. Задача-научить выделять отдельные звуки в слове.
2.«Добавляй звук.»
- Я буду называть слова, но в каждом слове не договорю один звук, а ты мне подскажешь, какой звук я произнесла. Витя славный мальчи.
К Красной Шапочке подошел серый вол… В лесу из веток мы построили шала. Рыбаки развели косте… По тропинке покатился веселый колобо… Белочка орешки спрятала в дупл. Навстречу лисе выбежал зая… В зоопарке всем понравился бегемо… и сло… и т. д.
2. «Поймай мяч».
-Я тебе бросаю мяч, но ты его должен ловить только тогда, когда названное слово будет начинаться на звук с. Ты мне возвращаешь мяч, назвав тоже слово на это звук. Начинаем игру: снег, соседка, солнце и т. д.
3. «Будь внимателен»
- Теперь новые правила игры. В конце слова должен быть звук к. Если мы подберем слово неправильно, то мяч пусть падает, ловить его нельзя. Я начинаю : цветок- жук, червяк-паук, волк- снежок, котенок- синичка. (мяч падает). Слушай слово : синичкаааааа. Какой звук последний? Играем дальше.
4. «Кто больше?»
-Все вы знаете много сказок. Постарайся вспомнить слова из сказок со звуком ц. Тот кто назовёт слово правильно, тот кладет перед собой счетную палочку. Например : жар- птица, златая цепь, зеркальце, царевич, каменный цветок, аленький, цветочек, царь, кольцо, цветик- семицветик, царевна-лягушка и т. д. В конце игры определяется победитель, кто набрал большее количество палочек.
5. «Что мы купим?»
Например: мы идем на базар покупать только те овощи и фрукты, в названиях которых есть звук л. (свекла, яблоко, лук, салат, клубника и т. д.) Или идем в зоопарк, в котором живут животные в названиях которых есть звук р. (тигр, зубр, кенгуру, рысь,орел и т. д.)
6. «Отгадай, какое слово задумано». Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука (… ак- рак, мак, бак, лак, а ребенок громко произносит слова.
- Кто больше назовет слов (о зиме, лете, весне, осени? Ребенку предлагается назвать слова, например, о зиме : а) вначале перед ребенком ставится задача назвать слова, которые оканчиваются на звук а. (зима, шуба, шапка, снежинка) б) слова без звука к (мороз, лед, холод, сани); в) слова со звуком к (шапка, снеговик, варежки).
Аналогичные задачи можно ставить перед детьми, предлагая найти слова на определенный звук к обобщающим словам, например : сладости, лакомства со звуком л (шоколад, мармелад, карамель и т. д. ,обобщающим словам, выражающим качества предмета («легкие» слова со звуком п – пушинка, пух и т. д.).
7. «Какая игрушка?»
Предлагается детям рассмотреть игрушки, развешанные на елке, и указать те, в названиях которых слышится заданный взрослым звук. При анализе ответов ребенка отмечается, как произнесено слово (громко, четко выделять звук, определять его расположение в слове.)
8. «Кто заметил?». Играющие молча рассматривают мебель и предметы комнаты и отмечают про себя те, в названии которых есть звук р.
9. «Достроим дом». Взрослый на листке бумаги рисует часть дома – стена. Ребенку предлагается достроить дом, но лишь те, в названиях которых есть звук р. (крыша, труба, рама, дверь, крыльцо и др.)Можно уточнить из какого материала построен дом (дерево, кирпич. Какого цвета мог быть дом- оранжевый, красный, коричневый.) После этого приступают к благоустройству участка: рисуются забор, ворота, дорожка, грядка ; сажают деревья (груша, береза);во дворе домашние животные (баран, корова);на огороде овощи (горох, репа, укроп) ;в пруду (карп, карась).
10. «Что это, подскажи».
Взрослый рассказывает сказку и не называет некоторые слова, а только на содержащийся звук. Например : Однажды утром медвежата Маша и Миша отправились путешествовать по лесу. Миша взял с собой предмет, в названии которого есть звук р, а Маша взяла предмет, в названии которого звук у. По тропинке пробежал зверек, в названии которого мало звуков (Ёж).Подошли медвежата к речке и стали ловить рыбу, в названии которой есть звук с и т. д.
11. «Чей рассказ лучше?»
Взрослые и дети придумывают рассказ из слов, большая часть которых будет начинаться на один и тот же звук. Например рассказ ребенка : Папа пришел домой и привнес покупки. Потом пришел Петя с портфелем. Папа с Петей пошли гулять по проспекту в парк. Они пели песню.
Все придуманные рассказы стоит записать в тетрадь -«Мы придумали сами».
Если ребенок уже хорошо ориентируется в звуковом строении слова, можно предложить ему умственные задачи большей сложности:
-Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний к. (Кузнечик, второй – у, последний – а (Жучка).
-Подбери слова, которое начинается на второй звук слова стол (трамвай, туча)
-Подбери слова, в котором был бы последний звук слова сыр в названии птицы (скворец, коршун, сорока и др.)
- Найди в комнате предмет, в названии которого есть звук у.
-Назови, какие у тебя есть игрушки в названии которых есть второй звук - и (мишка, лисичка, второй звук –а (машина, барабан, третий звук- т (лото, котенок, Петрушка).
Ознакомление со слогом
1. «Лови мяч»- взрослый бросает мяч ребенку и называет одну часть слова (слог, ребенок добавляет оставшуюся или продолжает слог.
2. «Почтальон принес письмо»-каждый игрок получивший письмо-карточку с изображением предмета,должен не только подробно описать, но и определить, сколько частей (слогов) в его названии. Например : «В моем письме изображено вот что : маленькая, твердая, круглая, с тоненьким хвостиком, растет в огороде, любят ее есть в салате и просто с солью, в названии три части.» (Редиска)
3. «Рисуй»- на прогулке ребенок рисует на снегу, песке слова предметы, названия которых состоят из разного количества частей.
Ознакомление с предложением
и его составом.
Приемы, которые помогут взрослым закрепить знания ребенка о предложении: четкое произношение слов с паузой (Лисичка…. хитрая.) , последовательное называние слов в предложении, подсчитывание их, называние слов вразбивку, совместное хоровое их произнесение, Графическое изображение черточками на листе бумаги по количеству слов в предложении, откладывание счетных палочек, кружочков, шишек и др., отстукивание в барабан, молотчком. Хлопки в ладоши, отпрыгивание на скакалке, удары мяом в пол, отсчитывание шагов по числу сказанны