Любовь Подрезова
Картотека дидактических игр по математике в старшей группе (первое полугодие)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по математике в старшей группе.
(Первая половина полугодие).
Составила воспитатель: Подрезова Л. В.
1. Снеговики.
Цель: Развитие внимания и наблюдения у детей.
Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое – ни будь различие, затем предоставляет слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто-то из партнеров не может назвать новое отличие.
Публикация «Картотека дидактических игр по математике в старшей группе (первое полугодие)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
2. Матрешки.
Цель: Развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.
3. Мальчики.
Цель: Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: (Высокий, низкий, толстый, худой, самый толстый, самый худой, слева, справа, левее, правее, между. Научить ребенка рассуждать.
Правила игры: Игра делиться на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
4. Разговор по телефону.
Цель: Развитие пространственных отношений.
Правила игры: Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону.
5. Конструктор.
Цель: Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.
Правила игры: взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенные на карточках.
6. Муравьи.
Цель: Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.
Правила: Нужно взять большие и маленькие зеленные квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат – большой черный муравей, большой красный треугольник – большой красный муравей, маленький зеленый квадрат – маленький черный муравей, маленький красный треугольник- маленький черный муравей. Муравьи ходят по своим дорожкам.
7. Сравни и заполни.
Цель: Умение осуществить зрительно – мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геометрических фигурах.
Правила игры: Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справиться с заданием.
8. Заполни пустые клетки.
Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличные признаки.
Правила игры: Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на их цвет. Найти закономерности и заполнить клеточки.
9. Где какие фигуры лежат.
Цель: Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам.
Правила игры: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.
10. Правила движения.
Цель: Формировать представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях (прямо, налево, направо).
Правила игры. Сначала все фигуры движутся к своим домикам по одной дороге. Но вот на пути первый перекресток. Дорога раздваивается. Прямо могут идти только прямоугольники, так как в начале стоит разрешающий знак. Вправо, прямоугольники идти не могут так как стоит знак «запрещающий» для них. Значит методом исключения отправляем все остальные фигуры. Дальше если дорога раздвоится то там смотрим знаки и передвигаем фигуры.
11. Третий лишний.
Цель: научить детей объединять предметы во множества по определенному свойству. Продолжение работы по закреплению символики. Развитие памяти.
Правила игры: Можно брать как и картинки с изображением предметов, животных, так и геометрические фигуры, как предметы заместители, разных по цвету или размеру.
12. Сколько? Какой?
Цель: Счет в предела десяти. Знакомство с порядковым числительным. Знакомство с понятиями (первый, последний, сложение, вычитание).
Правила игры: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставить нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительное.
13. Починить одеяло.
Цель: Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.
Правила игры: С помощью фигур закрыть белые "отверстия". Игру можно построить в виде рассказа. Жил-был Буратино, у которого на кровати лежала красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушёл в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.
14Рассеянный художник.
Цель: развитие наблюдательности и счёт до 10.
Правила игры: исправить ошибки художника, поместив у диска правильные цифры из набора.
15 Магазин.
Цель: Развитие внимания и наблюдательности; научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями (верхний, нижний, средний, маленький, сколько).
Правила игры: игра делится на три этапа.
1. У овечки был магазин. Посмотри на полке магазина и ответь на вопросы: Сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек больших (маленьких? На какой полке стоят в чашки? Сколько в магазине больших (маленьких? На какой полке они стоят?
2. Однажды под Новый год в магазин появился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай что купил волк.
3. На следующий день после волка в магазин пришёл Заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?
16 Светофор.
Цель: Ознакомление с правилами перехода (переезда) перекрёстка, регулируемого светофором.
Правила игры: Игра состоит из нескольких этапов.
1 Один из играющих устанавливает определённые цвета светофора (наложением красных, жёлтых или зелёных кругов, машины и фигурки детей, идущие на разных в разных направлениях.
2 Второй проводит через перекрёсток машины по проезжей части или фигурки детей по пешеходным дорожкам в соответствии с правилами дорожного движения.
3 Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются ситуации, определяемые цветами светофоров и положение машин и пешеходов. Тот из игроков который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок набирает меньше штрафных очков, считается победителем.
17 Заполни квадрат.
Цель. Упорядочивание предметов по различным признакам.
Правила игры. Первый игрок кладёт в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например Красный квадрат, зелёный Круг, жёлтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять, игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.
18 Раскрась флаги.
Цель. Учить детей в образовании и подсчете тех или иных комбинаций предметов.
Правила игры. Играют двое. Каждый играющий должен с помощью 5 полосок - 3 красного цвета и 2 зелёного цвета - выложить флаги. Каждый игрок должен найти свой способ образования флага и каждый из способов обозначить соответствующей цепочкой букв. Сравнивая цепочки букв, легко определить победителя. Выигрывает тот кто найдёт больше способов.
19 Каких фигур недостаёт?
Цель. К упражнениям с детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделение и обобщение признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставления их, обосновании найденного решения.
Правила игры. Играют двое. Распределить между собой таблички, каждый игрок должен проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трёх цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нём недостаёт большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом.
Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым жёлтым квадратом, а в третий - большой круг с малым красным кругом. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справиться с заданием. Затем играющие обмениваются табличками. Игру можно повторить по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
20 Убираем цифры по заданию
Цель: Закреплять прямой и обратный счёт; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Правила игры: Предложить ребёнку разложить карточки с цифрами от 1 до 10 по порядку. Попросить несколько раз пересчитать цифры, показывая при произнесении числа на саму цифру. Затем предложить пересчитать цифры в прямом и обратном порядке, показывая на соответствующую цифру (12345678910 – 10987654321).
- А теперь ты будешь убирать цифры по заданию: убирай сначала цифру 4; - теперь убирай цифру 1 и т. д. пока не останется одна цифра. Спросить ребенка, какая у тебя цифра осталась? Если ребёнок справился с заданием, похвалить.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10