ИРИНА МИРЗОНОВА
Картотека дидактических игр по формированию нравственных качеств с использованием произведений художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«ВСПОМНИ СКАЗКУ»
Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела
Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог считает фишки.
Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.
Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.
«НАУЧИМ ПОСЛУШАНИЮ»
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Детям раздаются карточки с иллюстрациями к знакомым сказкам, в которых дети ослушались наказа старших:
«Гуси-лебеди»,
«Колобок»,
«Волк и семеро козлят»,
«Терёшечка»,
«Красная шапочка»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.
Задание — рассказать, как надо было действовать героям, чтобы избежать беды.
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА»
До игры дети выбирают по какой сказке они будут отвечать.
Правила игры: Дети стоят в кругу, у ведущего в руках «волшебная палочка». Ведущий стоит в центре, потом кружится и говорит слова: «Волшебная палочка меня закружи доброго героя нам покажи». Ребенок напротив, которого останавливается ведущий называет своего доброго героя сказки и добавляет прилагательное, отвечая на вопрос «Какой этот герой», например. Герда - добрая и т. д.
«Волшебная тропинка сказок»
Правила: Вдоль дорожки разложены иллюстрации с изображением сказок. Ведущий на дорожку кидает клубок и говорит слова: «Ты клубочек мой катись, на сказочной тропинке остановись».
На какой картинке остановится клубок, ту ребенок переворачивает и называет из какой он сказки и рассказывает положительный поступок, изображен на иллюстрации.
(с карточками, на которых нарисованы персонажи из литературных героев) Ведущий называет имя персонажа, а второй игрок – его характеристику.
Еще интереснее, когда ведущий, задавая свой вопрос, в это время кидает игроку мяч, тот дает свой ответ, бросая мяч обратно.
«ПРОГУЛКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ»
Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.
«ЧТО СНАЧАЛО, ЧТО ПОТОМ»
Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из произведения. По сигналу, дети выстраиваются, в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в произведении.
«НАЙДИ СВОЮ СКАЗКУ»
Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу, дети определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.
«СТАНЬ ВОЛШЕБНИКОМ»
В сказке писателя Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй»)
В сказке писателя Валентина Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик- семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»).
В сказке «Волшебник Изумрудного города» злая волшебница Бастинда вызывала летучих обезьян этими слорвами. («Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики»).
«НАЗОВИ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены герои из художественных произведений, и называют произведение.
«КАКОЙ ПЕРСОНАЖ ЛИШНИЙ»
Цель: Уточнить знания детей по содержанию художественных произведений
Оборудование: иллюстрации героев из различных видов художественных произведений.
Ход игры: На столе выставляются герои одной из сказок с одним лишним персонажем. Детям, называется сказка. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился.
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» (по произведению Маяковского)
Цель: закреплять умение различать положительные и отрицательные поступки.
Ход игры:
Одна группа детей выбирает картинки с хорошими поступки, другая с плохими. И кладут на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и черный (плохие поступки) кружки.
«ПОДБЕРИ ЦВЕТ»
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов : белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).
Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.
Добро — зло
горе — радость
хорошо — плохо
трудолюбие – лень
жадность – щедрость
трусость – храбрость
любовь – ненависть
грубость – вежливость
мир – война
темнота – свет
дружба – вражда
грязь — чистота и т. д.
«ДОБРО - ЗЛО»
Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Игровые действия: воспитатель показывает героя из сказки. Дети называют его и определяют это положительный герой или отрицательный. Доброму герою дети хлопают в ладоши и называют его положительные стороны и его добрые дела. Отрицательному герою топают ногами и грозят пальцем, называя его отрицательные качества.