Виктория Кладко
Картотека дидактических игр для формирования грамматического строя речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматика.
Старший дошкольный возраст.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных ( например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Публикация «Картотека дидактических игр для формирования грамматического строя речи дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
«Дерево родственных слов»
Цель: научить образовывать однокоренные слова.
Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева, листочки на липучках (на ниточках).
Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
Морфология.
Средний дошкольный возраст.
«Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход: воспитатель демонстрируют детям картинку с изображением одного предмета и предлагает найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Например: - У меня красный шар (воспитатель)
- А у меня красные шары (ребенок).
«С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом с.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».
Синтаксис.
Средний дошкольный возраст.
«Придумай предложение»
Цель: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданному слову.
Игровое правило: передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры: дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
«Кто интересней придумает»
Цель: научить детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование: флажки, значки.
Описание игры: педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание: за основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т. д.) в зависимости от цели занятия.
Словообразование.
Младший дошкольный возраст.
«Детеныши животных»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).
Ход: Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.
Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т. д.
«Кто что делает?»
Цель: учить понимать и использовать, в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т. п.).
Оборудование: картинки с изображением действий.
Ход: ребенок называет, что делает мальчик (девочка, что сделал мальчик (девочка).
Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т. д.