Полищук Кристина Александровна
Картотека дидактических игр на развитие внимания у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Найди отличия».
Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание: Ребенку предлагаются:
а) серия картинок
по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Публикация «Картотека дидактических игр на развитие внимания у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
2. «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности).
Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.
1-й уровень сложности — узоры в одну строчку
Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.
3. «Разведчики».
Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.
Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг) Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.
4. «Строители»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.
Игровые действия: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.
5. «Найди героев передачи»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюшки, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.
Игровые действия: Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
6. «Найди дорожку»
Цель : развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Игровые действия: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
7. «Найди фото»
Цель – развивать концентрацию и распределение внимания, развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет-силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений.
Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (необходимо изготовить по две картинки «фотокарточки» клоунов, с различным изображением лиц) Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.
Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: «У тебя какой клоун?» (веселый, грустный и т. д.) «Как бы нам его назвать?» (Плакса, Ворчун, Хохотун и т. д.)
8. Игра «Слушай хлопки!»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.
9. Игра «Шерлок Холмс»
Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.
10. «Кого испугался охотник»
Игровая задача: развивать умения находить и выделять среди объектов нужный образ.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Игровые действия: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу?
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку.
11. «В магазине зеркал»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внимания. Создание положительного эмоционального фона Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.
Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы – зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребё нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).
12. «Лото»
Цель: развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Игровые действия: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты.
13. Игра «Архитектор»
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: кубики.
Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить, строитель повторяет задание.
14. Игра «Селектор»
Один игрок выполняет роль «приемника» (он принимает сигнал, а остальные – «передатчики» (передают сигнал). Каждый передатчик передает свою информацию. Например, один считает вслух от 5 до 12, второй называет в определенной последовательности предметы, изображенные на картинке, третий произносит название цветов радуги. Все это они делают одновременно, примерно с одинаковой громкостью и непрерывно. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно усилить тот или иной сигнал, он может повелительным жестом заставить «передатчик» говорить громче, жезлом он останавливает игру.
15. Игра «Веселое троеборье»
Выбери три вида занятий, например конструирование домика из кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки. Каждое задание нужно выполнять очень быстро и точно. Для контроля используется секундомер. В соревновании побеждает самый быстрый и самый точный. Игру можно разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая их количество.
16. «Запретное слово»
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы.
17. Игра «Будь внимательнее».
Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.
Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.
Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».
18. Игра «Танграм».
Цель: развитие устойчивости внимания, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.
Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».
При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
19. «Найди двух одинаковых животных».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)
Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых» .
20. «Что, где лежит?».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с эталонами фигур предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.
Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.
1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).
2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.
Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».
Список использованной литературы:
1. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М. : Просвещение, С. 254-268.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. М. :Просвещение,1991.-160 с.
3. Венгер Л. А. игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение,1989.-127.
4. Коломинский Я. Л. Панько Е. А. Детская психология. Учеб. пособие. Мн. : Университетское, 1988.-399с.