Светлана Доможирова
Картотека дидактических игр на представления о величинах и их измерении в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Дачный поселок»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Описание: Воспитатель, показывая на карточку, говорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом, сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку». После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около.
Вопросы:
Публикация «Картотека дидактических игр на представления о величинах и их измерении в старшей группе» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
– Что находится слева от дома? Что перед домом? Что справа от дома?
– Где стоит лавка?
– Возьмите свои карточки и положите их на большой стол. У нас получился дачный поселок.
– Похожи ваши дома или нет? Какой формы крыша? Дом?
– Какие деревья растут на участке?
– Чей дом выше? Докажите. (Это можно сделать с помощью условной мерки.)
– У кого из вас самое высокое дерево?
– Что выше: елка или дерево?
– Какой участок вам понравился больше всего? Почему?
– Придумайте рассказ о том, как мы поехали на дачу.
2.«Елка»
Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.
Описание: Воспитатель предлагает детям подобрать палочки по длине и положить их на ветки нарисованной елки.
Вопросы и задания
– Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.
– Какого цвета самые длинные ветки?
– Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.
– Сколько самых коротких веток?
– По сколько веток одинакового цвета?
– Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Ка кие они по длине? (Одинаковые, равные.)
Работа парами
– Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче?
– Какая елка выше?
3. Игра «Новоселье»
Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.
Материал. Цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4.
Описание: Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает лист картона). Давайте расставим в ней мебель. Когда будете расставлять мебель, помните о том, что в комнате находится несколько предметов и они должны быть не очень большими. Иначе она не поместится». Далее педагог перечисляет мебель, которая должна будет стоять в комнате: шкаф, кровать, стол, стул, кресло. После выполнения задания педагог задает детям вопросы:
– Сколько всего мебели в комнате?
– Что самое высокое в ней?
– Из скольких палочек сделан шкаф? Какого он цвета? А кровать?
– Какое число обозначает каждый цвет? Что выше – шкаф или стол?
– Где стоит шкаф? Кровать? Кресло? Стул?
Работа парами
– Сравните интерьеры своих комнат, сопоставляя изображения предметов и их местоположение.
4. Игра «Дорога к дому»
Цель. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки.
Описание: Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу.
«Это домики, в которых живут Ира и Оля, – говорит воспитатель. – Ира жила в верхнем домике, а Оля в нижнем. Оля решила пойти в гости к Ире поиграть. Сделайте дорогу, по которой она пойдет. Наигравшись с Ирой, она решила вернуться домой, но другой дорогой. Сделайте эту дорогу».
Вопросы
– По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему.
– Как можно доказать, какая дорожка длиннее?
– Где находится дом Иры? А где дом Оли?
Работа парами
– Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее?
Способы сравнения длины различны: с помощью наложения или приложения палочек (дорог) друг к другу а также с помощью измерения, взяв за основу мерку.
5.«Кукла Маша»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
Материал. Карточка; счетные палочки: 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1 желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.
Описание: Педагог предлагает детям сделать куклу из палочек, диктуя последовательность:
– Положите голубые палочки одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по длине? (Равные, одинаковые.)
– Из двух белых палочек сделайте бантики.
– Белый кубик – шея куклы. Где он лежит? (Под голубыми.)
– Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой.
– А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие красные палочки по длине? (Равные, одинаковые.)
– Из желтой, фиолетовой, черной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по длине? Какая из них самая короткая? А бордовая палочка какая по длине? (Самая длинная.)
– Сколько осталось розовых палочек? (Четыре.) Какие все палочки по длине? Сделайте из них ноги и туфельки.
– Какое число обозначает розовый цвет? (Число два.)
– Получилась красивая кукла Маша. Какого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая короткая?
– Фиолетовая палочка какая по длине? (Длиннее желтой, но короче черной.)
– А черная палочка какая по длине? (Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.)
– Выше бордовой палочки находятся палочки какого цвета?
– Между красной и фиолетовой какого цвета палочка?
– Сколько палочек пошло на юбку? А на кофту?