Приложение МААМ

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста

Чуркина Ирина
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей младшего возраста (3-4 года)

Игровые упражнения

Название Дидактическая задача Игровые действия

«Чья вещь» Формировать образование родительного падежа имен существительных в единственном числе. У детей берутся мелкие предметы.

Логопед демонстрирует по очереди вещи детей и спрашивает :

«Чей это карандаш?»

Темочки:

Образец ответа: Карандаш Вовы. Бант Оли. И т. д.

«Поймай-скажи» формировать умение согласовывать глаголы 3-го лица.

Дети становятся в круг. Ведущий, бросая

мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого

животного. Образец: Корова — мычит.

Лягушка — квакает.

Кошка — мяукает.

Волк — воет.

Собака — лает.

Тигр — рычит.

«Наша любимая посуда (скажи ласково)»

Формировать умение использовать уменьшительно-ласкательных формы существительных. Дети стоят в кругу педагог передает посуду ребенку и говорит: «Наша любима ложка», ребенок отвечает «Наша любимая ложечка», далее передает другой предмет и так по очереди.

«Укачай игрушку» Развивать умение правильно употреблять предлоги: в, на. Дети укладывают свою игрушку спать и поют ей песню. Когда игрушки уснут, дети кладут их в определённые места. При этом они тихо (шёпотом, чтобы не разбудить игрушки) говорят воспитателю, куда они положат игрушку (на диван, на кровать, на кресло, в коляску и т. п.).

Педагог обращает внимание на то, чтобы дети одновременно с выдохом начинали звукоподражание, и помогает им правильно строить фразу с предлогами на, в.

«Бабочка»

Закреплять употребление предлогов: на, под, в, к. Педагог на глазах детей перемещает бабочку на нитке в разные места группы. Дети наблюдают и отвечают на вопросы воспитателя: «Куда села бабочка?» (на окно, под шкаф, в чашку, под стул). К кому летит бабочка? (К Саше, Маше, Вите, Оле)

«Животные и детеныши»

Закреплять в речи умение называть животных и их детенышей. Педагог последовательно показывает картинки с изображениями животных и их детенышей (сначала с изображением животного, затем его детеныша) Кошка-котенок, Гусь- гусенок и т. д.

«Чего не хватает»

Закреплять в образовании родительного падежа имен существительных в единственном числе Педагог выставляет на столе предметы. Дети внимательно рассматривают и называют их. Затем воспитатель просит детей (ребёнка) закрыть глаза. В это время прячет один предмет. Дети (ребёнок) открывают глаза и называют исчезнувший предмет.

«Кого кормит девочка» Закреплять умение образовывать родительный падеж имен существительных в единственном числе. Воспитатель задает вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?» «Девочка кормит кур, и. т. д.»

«Назови ласково»

Закреплять умения изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. После проведения игровой ситуации «Магазин»

Педагог просит детей порадоваться своим покупкам и ласково назвать их. Дает образец: «Тапки- тапочки».

«Улыбнись лягушке» Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, под. Воспитатель рассказывает историю о лягушке, которая запрыгнула на стол и очень обрадовалась, увидев ребят. Дети тоже обрадовались ей и улыбнулись, показывая лягушке свои красивые, здоровые зубки. Прыгнула лягушка под стол дети перестали улыбаться. Снова лягушка прыгнула на стол - дети заулыбались. Воспитатель задаё т вопросы детям: «Где сидела лягушка, когда дети улыбались? (На столе.) Куда пряталась лягушка, когда дети не улыбались? (Под стол.)»

«Волшебный мешочек» Упражнять в образовании множественного числа существительных. Воспитатель из волшебного мешочка достаёт картинки (по одной) и спрашивает: «У кого такая же картинка Ребёнок, который отозвался, получает вторую картинку и говорит : «Это коровы». И т. д.

«Мастерская» Упражнять в употреблении существительных единственного числа в родительном падеже Воспитатель предлагает ребенку починить машину и задает вопросы: «Чего не хватает в машине?» (колес, кабины, прицепа). Ребенок отвечает на вопрос и прикрепляет недостающие детали.

«Мишка-художник» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. Педагог знакомит детей с мишкой и рассказывает, что тот хорошо рисует. Далее воспитатель ставит рядом с игрушкой картинки (по очереди) и просит назвать, что нарисовал мишка (по образцу) : «Мишка нарисовал машину».

«Что наденет кукла Катя» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. Детям предлагается выбрать картинки с одеждой ( в соответствии с сезоном: зима, лето, прикрепить на мольберт и назвать, что наденет кукла Катя летом (зимой). «Кукла Катя летом наденет кепку, футболку, шорты, туфли»

«Посылка» Упражнять в словоизменении с помощью суффиксов. Педагог по очереди достаёт из посылки предметы (картинки) и называет их в уменьшительно-ласкательной форме. дети называют те же предметы без уменьшительно-ласкательных суффиксов. Взрослый даё т образец: «Когда Фёдор был маленьким, то складывал свои вещи в шкафчик. А когда стал большим, то стал класть вещи в шкаф».

Примерный набор слов: флажок — флаг, фонарик — фонарь, туфельки — туфли, фартучек — фартук, кофточка — кофта, портфельчик — портфель, фуражечка — фуражка и т. п.

«Магазин» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. Педагог выступает в роли продавца, дети – в роли покупателей. Сначала в магазин вносится товар и расставляется на полках. (При этом дети называют предметы, взрослый помогает.) Затем магазин открывается. Дети с сумками идут за покупками. Вежливо просят продавца продать один из предметов. Воспитатель дает образец: «Я хочу купить лопатку. Дайте, пожалуйста, лопатку. Спасибо.»

«Игрушка прячется»

Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов. Воспитатель прячет игрушку (на виду, ребенок указывает ее местонахождение. Воспитатель предлагает ребенку спрятать игрушку в определенное место (под стол, на стул, на окно, в ящик и пр.)

«Один-много»

Упражнять в образовании множественного числа существительных. Педагог показывает картинку, на которой изображён один предмет, дети называют много таких же предметов, например: «Дудочка — дудочки, девочка — девочки, дедушка — дедушки, медведь — медведи, удочка — удочки, доска — доски».

«Кого не стало»

Упражнять в образовании родительного падежа имен существительных в единственном числе. Перед детьми появляется Петрушка с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки- животные. Называют их. Выставляют на столе.

— Запомните, какие животные стоят на столе. Здесь зайчик, лиса, утята. Петрушка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: лисы, зайчика, утят, собак.

«Я куплю…» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. Педагог в роли ведущего предлагает детям перечислить, чтобы они купили в магазине и показывает образец – «Я куплю машину, куклу, кубики, юлу». Далее кидает ребенку мяч и предлагает назвать, что бы он купил в магазине.

Дидактические игры

Название Дидактическая задача Правила игры

«Где находятся кошки» Закреплять употребление в речи пространственных предлогов: на, под, у. 1 вариант. Ребенку дается картинка, на которой изображена комната и картинки кошек. Задача ребенка сказать, где сидят кошки. «Кошка сидит на окне»

2 вариант. Ребенку дается картинка, на которой изображена комната и картинки кошек. Задача ребенка разместить кошек в комнате и назвать: «Эту кошку я посажу на шкаф. Эта кошка будет сидеть на стуле и т. д.»

«Где игрушка» Упражнять в употреблении пространственных предлогов на, под, у. Ребенку предлагается 2 картинки на выбор, на которых изображены игрушки над предметом мебели, на 2й - под предметом. Ребенок прокручивает круг и называет, где оказалась игрушка, например: «Мяч лежит на диване. Машина стоит на столе.» Молодец тот, кто правильно определил место всех игрушек.

«У кого какие детеныши»

Упражнять в речи умение называть животных и их детенышей, упражнять в речи пользоваться в речи предлогом «У» с

существительными в родительном падеже. Педагог предлагает ребенку помочь найти малышу маму и соединить правильные пазлы. В процессе игры ребенок говорит: «Вот курочка, а вот её цыплёнок.». (важно, что бы при игре ребенок проговаривал свои действия)

«Лото «Овощи»

Упражнять в образовании форм множественного числа существительных. Детям даются карточки с множественным числом предметов, педагог берет карточки с предметами в единственном числе. По вопросу педагога: «У меня огурец, а у вас?»

Дети должны найти у себя на карточке картинку, где огурцы, и сказать: «У меня огурцы». Взять карточку с такой же картинкой на столе и закрыть. Педагог закрывает картинку у детей, у кого один предмет на картинке. Молодец тот, кто быстрее закроет все картинки на своей карточке.

«Кто, где живет» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. 1 вариант. Детям дается собранная карточка с метом обитания животных, задача детей по очереди перечислить кто и где живет на их карточке.

«Узнай по тени» Упражнять в употреблении существительных единственного числа в родительном падеже. Педагог предлагает детям узнать по тени, какой предмет. У каждого ребенка карточка с разными предметами (фрукты, овощи, домашние птицы, домашние животные). Педагог задает вопрос: «Чего нет на картинке, чтобы закрыть тень?» (яблока, зайца, огурца, курочки)

«Кто, где спрятался»

Упражнять в употреблении пространственных предлогов в, на, за. 1й вариант. Воспитатель раздаёт детям картинки, на которой персонаж спрятался за предметом и говорит: «Миша, кто у тебя спрятался» - «Медведь спрятался за деревом». Далее педагог дает ребенку картинку с персонажем, и ребенок соединяет их вместе.

2й вариант. На столе лежит колода карточек с животными, первый игрок переворачивает верхнюю карту с животным так, что ее содержание увидели все игроки. Далее задача всех игроков – как можно скорее найти это животное среди других картинок, указать на него и сказать например: «Лиса спряталась за кустом». Тот, кто первым найдет нужного зверя, забирает карточку и откладывает рядом с собой до конца игры.

«В мире слов» Упражнять в употреблении пространственных предлогов… 1 вариант.

Перед игроками разложены карточки рисунками вверх. Каждый игрок выбирает себе по одной карточке. Детям предлагается рассмотреть изображения на картинке и составить предложения с использованием разных предлогов. Например: «Петушок идет по забору».

2 вариант.

Ведущий выкладывает на стол карточки лицевой стороной вверх в любом количестве. Предлагает ребенку запомнить карточки и их местоположение. Попросите ребенка закрыть глаза, измените расположение карточек. После чего спросите, что изменилось. Например, нет карточки, где кот сидит на стуле.

«Колобок»

Упражнять употребление существительного в простом предложении с предлогом «к», «с». Педагог дает ребенку картинку с изображение леса и героев сказки «Колобок». Задача ребенка, перемещая героя сказки – Колобка по листу, прикреплять других героев в правильной последовательности и проговаривать: «Колобок жил с бабушкой и дедушкой (прикрепляет героев, Колобок пришел к зайцу, медведю и т. д.».

«Один-много»

Упражнять в образовании множественного числа существительных. Педагог показывает картинку, на которой изображён один предмет, дети находят картинку, где много таких же предметов, например: «Дудочка — дудочки, корова — коровы, машина — машины, утка — утки, самолет — самолеты, доска — доски». Выиграл тот, кто больше собрал картинок.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 21:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Чуркина Ирина (УИ 1641764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД