Наталья Вередин
Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы
Картотека дидактических игр и игровых упражнений
по ФЭМП для старшей группы
Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений, у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Количество и счёт
Совершенствование умения считать в пределах 10:
«Считай дальше»
Цель: совершенствование умения считать в пределах 10.
Публикация «Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель начинает счет, и тот, кому он бросил мяч, продолжает считать дальше до 10.
«Рыбаки и рыбки»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10. Материал: карточки - рыбки; ведерки из картона.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть рыбаками и разложить свой улов по ведрам. Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужные ведерки. Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.
«Отсчитай столько же», «Послушай и сосчитай»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10;
Материал: музыкальные инструменты, разные игрушки.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. «Сколько игрушек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько игрушек?»—спрашивает воспитатель. Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов. Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле). Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько игрушек вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом игрушек).
«Посчитай, сколько»
Цель: упражнять в счете на слух.
Совершенствование умения считать в пределах 10.
Материал: молоточек.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек». Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами».
«Найди пару»
Цель: совершенствование умения считать в пределах 10;
Учить соотносить число с цифрой;
Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные.
«Сделай столько же» (счет движений)
Цель: совершенствование умения считать в пределах 10.
Материал: карточки с разным количеством предметов.
Ход игры: Воспитатель строит детей в две шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети, стоящие точно напротив, в этой шеренге (указывает, будут их проверять, а потом, наоборот, вы будете выполнять движения, а вы их проверять». (Педагог предлагает детям назвать, кто напротив кого стоит и кто кого будет проверять) Каждой шеренге дает по два задания. Детям предлагает выполнить несложные движения, например, поднять руки через стороны вверх, наклониться, присесть и т. д.
«Засели домик»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10.
Материалы: карточки - числовые домики, предметные картинки (жильцы).
Ход игры: Воспитатель показывает числовые домики и жильцов (предметные картинки) объясняет, что нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить вам покажет цифра на крыше дома. После выполнения дети по очереди считают своих жильцов.
Закрепление навыков порядкового счета:
«Который по счёту?»
Цель: Закрепление навыков порядкового счета.
Материал: Веер состоящий из 9 лепестков разного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 9 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.
Воспитатель дает детям задание: «Запомните расположение лепестков и закройте глаза». В это время он убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).
Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз порядок лепестков восстанавливается.
«Угадай, что изменилось»
Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета.
Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: На стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Воспитатель предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем предложить детям отвернуться, а в это время воспитатель меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
«Исправь ошибку»
Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета. Материал: карточки с цифрами от 1 до 7 расставленные в хаотичном порядке.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т. е от 1 до 7 (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 7).
«Встань на свое место»
Цель: Закрепление навыков порядкового счета, развивать мелкую моторику.
Материалы: Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от одного до десяти.
Ход игры: Дети становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и воспитатель проверяет, правильно ли они заняли свои места.
Дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Кто ушёл и на котором месте стоял?»
Цель: Закрепление навыков порядкового счета.
Ход игры: Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок.
Игра повторяется 2–3 раза со сменой играющих.
Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел
(в пределах 10):
«Найди на один меньше (больше)»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Материалы: карточки с предметными картинками.
Ход игры: Воспитатель называет число, а ребёнок находит карточку с предметной картинкой, на которой изображено на один меньше или на один больше предметов.
«Найди соседей числа»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Материалы: карточки с цифрами.
Ход игры: Воспитатель ставит карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь) Какое число предыдущее (последующее) к числу два, пять, восемь» (Дети обосновывают свой ответ.)
«Найди пропущенное число»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Материалы: Цифровой круг.
Ход игры: Дети рассматривают «Цифровой круг», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.
Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5:
«Составь число»
Цель: закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5.
Материалы: круги разного цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 (4,3) с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число 5 (4,3) из единиц?».
«Подбери столько же разных предметов»
Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Материалы: разные предметы, игрушки.
Ход игры: Воспитатель показывает цифру 5 и предлагает детям подобрать столько разных предметов, игрушек. (каждого по 1).
«Я знаю пять имен…» (игра с мячом)
Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Материалы: мяч.
Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».
Величина
Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке
«Исправь ошибку» (длиннее, короче)
Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Материалы: Магнитная доска, 10 карандашей разного цвета из картона и разных по длине.
Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши.
Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?» Затем предлагает расположить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким.
Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку, запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.
«Сломанная лестница»
Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Материалы:10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; магнитная доска.
Ход игры: На магнитной доске строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Воспитатель вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
«Расставь по порядку»
Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Материалы: магнитная доска, деревья разной высоты.
Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены деревья разные по высоте, воспитатель предлагает детям расставить деревья по порядку: от самого высокого до самого низкого.
Форма
Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
«Найди пару»
Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Материалы: карточки с изображением геометрических фигур разделённые на две части; карточки с изображением предметов разной формы.
Ход игры: Принимают участие 5 детей. Каждому ребёнку предлагается по 5 карточек с изображением геометрических фигур круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.
«Найди предметы такой же формы» (лото)
Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Материалы: 5 карточек с изображением геометрических фигур посередине: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы, например: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воздушный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина) и т. д.
Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя, подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
«Дорисуй предмет»
Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Материалы: карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.
Ход игры: Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют геометрические фигуры и предполагаемые предметы, которые похожи на геометрические фигуры. Например: круг, что мы можем нарисовать похожее на круг? Яблоко, помидор, мяч и т. д, дети рисуют предметы.
Ориентировка в пространстве
Упражнения в умении двигаться в заданном направлении:
«Правильно пойдёшь - клад найдёшь»
Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Материалы: круги из бумаги.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти».
При помощи считалки выбирается ведущий.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивается направо и делает ещё три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки.
«Поручение»
Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении; учить составлять маршрут своего пути, развивать память.
Материалы: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Ребенку дается инструкция: "Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни, запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору, какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с помощью воспитателя рисует маршрут своего пути.
"Где спрятались игрушки"
Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении; развивать память.
Материалы: разные игрушки.
Ход игры: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти, нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги:
«Запомни и повтори»
Цель: Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги, развивать память.
Материалы: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры: Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.
«Что изменилось?»
Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать память.
Материалы: геометрические фигуры.
Ход игры: Перед ребёнком на столе в 2 (3) ряда выложены геометрические фигуры, по 3 (4) в каждом ряду. Педагог предлагает ребенку посмотреть и запомнить расположение геометрических фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Педагог убирает какую - нибудь фигуру и просит назвать её и то место где она находилась.
«Художники»
Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать память.
Материалы: предметные картинки, фон – цветная бумага.
Ход игры: Педагог предлагает детям побыть художниками «Вы будете создавать картину. Я вам буду называть место и изображение, которое вы должны с помощью предметной картинки изобразить на цветной бумаге». Например: Посередине лесной полянки росла высокая раскидистая ель.
Над макушкой ели сияло солнышко.
Справа от солнышка проплывало облачко, похожее на крокодила, а слева от солнышка - облачко, похожее на бегемота.
Слева от ёлки пыхтел колючий ёжик.
Справа от ёлки грелся на солнышке длинноухий зайчонок.
«Расскажи про свой узор»
Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.
Материалы: коврики с узором из геометрических фигур или любые предметные картинки.
Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками.
Ориентировка во времени
Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки»:
«Наш день»
Цель: Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки».
Ход игры: Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.
«Назови соседей»
Цель: Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки».
Ход игры: - У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день.
- Назови соседей ночи.
- Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)
«Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня». И т. п.
Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
«Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Материалы: модели частей суток, картинки, отражающие деятельность в разное время суток.
В игре могут принять участие от 1 до 4 человек.
Ход игры: По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он её выбрал. Соотнести данную карточку с моделями частей суток (квадраты желтого, белого, коричневого, синего цвета). Поиск нужной картинки и соотношение её с моделью частей суток.
Формирование представлений о последовательности дней недели:
«Живая неделя»
Цель: Формирование представлений о последовательности дней недели.
Ход игры: Семь детей у доски построились и посчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?» Выходит третий ребенок и говорит: «Я - среда. Какой день следующий?» и т. д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.
«Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)
Цель: Формирование представлений о последовательности дней недели.
Материалы: мяч.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч.» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес. (завтра); новогодний праздник был. (вчера); и т. д.
«Исправь ошибку»
Цель: Закреплять название дней недели, частей суток, времен года и их последовательности.
Ход игры: Педагог говорит предложение, в котором допускает ошибку. Дети исправляют. Примерные фразы:
-Вчера мы будем рисовать сказку.
-Завтра ходили кататься с горки.
-В будущем году мы ездили отдыхать на юг.
Литература:
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», учебно – методический комплект к программе «От рождения до школы».