лариса абрамова
Картотека дидактических игр для развития связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
для развития связной речи детей дошкольного возраста
Подготовила:
Абрамова Л. Г. ,
воспитатель
МАДОУ «Радость» ДС №7
Нижний Тагил
2019г.
Публикация «Картотека дидактических игр для развития связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Современные родители в наше время частенько забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день. Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
Следовательно, речь нужно развивать, и делать это нужно через игру без ущерба для детей. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
«РАССКАЖЕМ ПРО БЕЛОЧКУ»
Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка.
Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.)
А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.)
Я начну рассказывать, а ты заканчивай.
Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать).
Она залезла. (на высокую сосну).
А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо).
Только сорвала первую шишку. (увидела волка).
Но белочка. (не испугалась).
Она бросила. (шишку прямо на волка).
На лбу у него. (выросла шишка).
Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
«Кто больше заметит небылиц?»
Дидактическая задача : формировать у детей умение замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила: кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, хлопает в ладоши, а в конце игры называет эти небылицы и получают фишки
Игровое действие: Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Ход игры: Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры.
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
Затем читается следующая часть стихотворения.
«Какая картинка не нужна?»
Дидактическая задача : научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Найди картинке место»
Цель: Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.
Ход игры
Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
«Хорошо - плохо»
Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: мяч.
Ход игры
Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.
Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь.
Ребё нок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город.
Ребё нок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Взрослый: зима.
Ребё нок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
«Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать у детей умение передавать правильную временную и логическую последовательность сказки с помощью серийных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок.
Ход игры.
Ребенку предлагается не только составить рассказ по сказке, используя картинки, но и восстановить их последовательность. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Как ты узнал?»
Задача: при составлении рассказа упражнять в подборе доказательств, делая акцент на существенных признаках описываемого предмета.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Сочини-ка!»
Задача: упражнять детей в составлении предложений с использованием заданного глагола.
Оборудование. Флажки, значки.
Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Повар готовит вкусно», «Таня готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т. д., в зависимости от цели занятия.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: формировать у детей умение находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры.
Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Почему?»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
«Потому что…»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление. Упражнять в использовании в речи сложноподчиненных предложений.
Ход игры
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я чищу зубы, потому что…»
«Я мою руки потому, что…»
«Распространи предложение»
Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы.» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
«Если бы.»
Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то.»
«Если бы я стал невидимым.»
«Если весна не наступит никогда.»
«Составь рассказ»
Цель: формировать у детей умение составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Материалы: картинки с изображением людей разных профессий
Ход игры
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.
«Пословицы, поговорки»
Цель: развивать логическое мышление : умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.
Ход игры
Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей
– Скучен день до вечера, коли делать нечего
– Аккуратность человека красит
– Маленькое дело лучше всякого безделья
– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
«А я бы…»
Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.
Ход игры
После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Закончи сам»
Цель: развивать у детей воображение, связную речь.
Ход игры
Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
«Отгадай-ка»
Цель: формировать у детей умение описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
«Опиши и угадай»
Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.
Ход игры
Один ребенок описывает внешний вид другого ребенка, а остальные дети угадывают, о ком говорил их товарищ.
«Опиши игрушку»
Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Материал: игрушки животных.
Ход игры
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Как ты узнал?»
Цель: формировать у детей умение подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Материал: предметные картинки.
Ход игры
Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Верно ли это?»
Цель: формировать у детей умение замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
– Верно ли это?
«Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?»
«Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А хохлаткою они звали жеребёнка,
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка,
А ещё – два козла: Сивка да Бурка!»
«Дождик греет, солнце льётся.
Мельник мелет воду в колодце.
Прачка на печке стирает корыто.
Бабушка в речке поджарила сито».
«Два весёлых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки ели брюкву от души».
«Чего на свете не бывает»
Цель: формировать у детей умение находить и обсуждать ошибки при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры
Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Исправь ошибку»
Цель: упражнять в умении видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.
Материалы: сюжетные и предметные картинки
Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает ему найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (кошка ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает).
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
«Это правда или нет?»
Цель: находить неточности в стихотворном тексте.
— Послушай стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
«Угадай-ка?»
Цель: формировать у детей умение описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Ход игры.
Перед ребенком ставится задача описать ягоду или фрукт, который он больше всего любит, а дети должны егоотгадать. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)