Юлия Назарова
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития речи и мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста
Описание материала: разработанные дидактические игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста и могут быть использованы педагогами при реализации образовательных областей «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Художественное творчество».
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.
Публикация «Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития речи и мелкой моторики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2019
Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Тема эта очень актуальна.
Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами. Такую работу психологи называют ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов даёт возможность развить практическое мышление.
Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал.
Для таких занятий я взяла деревянные геометрические фигурки и разработала серию дидактических игр и игровых упражнений с ними. Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук.
Работу осуществляла, используя принцип дидактики и последовательности: от простого к сложному.
Дидактические упражнения:
Задачи: закреплять знание цвета, формы, развивать мелкую моторику рук, воображение.
• «Найди одинаковые по цвету геометрические фигурки. Назови их цвет»
• «Разложи в ряд круги жёлтого цвета (красного, синего, зелёного)»
Дидактические игры с геометрическими фигурками для дошкольников
1. «Фигурки рассыпались. Разложи их по цвету»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.
Средства: фигурки разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.
Воспитатель предлагает детям разложить фигурки в ячейки по цветам.
2. «Фигурки рассыпались. Разложи их по форме»
Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата, развивать мелкую моторику рук.
Средства: фигурки разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.
Воспитатель предлагает детям разложить фигурки в ячейки, основываясь на геометрические формы.
3. «Чередование фигурок по заданию»
Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Средства: фигурки двух цветов.
Воспитатель начинает строить цепочку из фигурок двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.
4. «Найди лишнюю фигурку»
Задачи: развивать логическое мышление детей.
Средства: 5 фигурок, 1 из которых отличается по цвету
Воспитатель выкладывает в ряд 4 фигурки одного цвета и среди них кладёт 1 фигурку другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю фигурку или заменить её на нужную по цвету.
Можно разложить фигурки одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную фигурку. Предложить выполнить то же самое задание.
5. «Найди пары одинаковых фигурок»
Задачи: учить детей подбирать пары фигурок на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Средства: коллекция фигурок.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть фигурки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых фигурок. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.
6. «Мозаика»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Средства: коллекция фигурок.
Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета фигурки дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
7. «Чудесный мешочек»
Задачи: развивать тактильные ощущения.
Средства: мешочек, фигурки разного размера.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько фигурок. Спрашивает детей, какого фигурки размера. Затем убирает их в мешочек. И предлагает на ощупь определить какая геометрическая фигурка попалась в руки.