МААМ-картинки

Картотека дидактических игр с использованием камушков Марблс для формирования математических представлений у детей с ЗПР

Анна Коваленко
Картотека дидактических игр с использованием камушков Марблс для формирования математических представлений у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр для формирования математических представлений для детей с ЗПР

Работая педагогом в ДОУ, я стараюсь совершенствоваться и применять нетрадиционные формы работы с детьми. Вот уже два года в своей практике я использую камешки «Марблс», и благодаря им решаю множество педагогических задач. Я думаю, что они также смогут быть полезными в коррекционной педагогике.

Форма

Дидактическая игра «Золушка»

Публикация «Картотека дидактических игр с использованием камушков Марблс для формирования математических представлений у детей с ЗПР» размещена в разделах

Цель: развивать умения различать форму, находить форму по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия формы. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: камешки "Марблс», карточки с эталонами форм, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых форм).

Ход игры: Педагог обращает внимание, что все камешки разной формы перемешались. Необходимо рассортировать их по форме.

Предъявляется эталон формы (овальные, круглые, квадратные) и предлагается отсортировать сначала предлагаемую форму. Дети называют форму камешка - круглый и отбирают, и складывают в свои баночки только круглые камешки. При игре количество предлагаемых форм увеличивается.

Дидактическая игра "Игровая таблица"

Цель: развивать умения различать форму. Закреплять счет. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: камешки "Марблс", карточка с расчерченным полем.

Ход игры: Педагог обращает внимание, что все расчерченное поле заполняется камешками разной формы. Потом детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько например: квадратных (круглых и т. д) камешков всего, в определенных рядах или на поле. Педагог предлагает назвать какой по счету тот или иной камешек.

Дидактическая игра "Угадай-ка"

Цель: Развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" ( Например: геометрические фигуры из пособия «Блоки Дьенеша»)

Оборудование: емкость глубокая, камешки "Марблс", мелкий строительный конструктор или «Блоки Дьенеша»

Ход игры: педагог предлагает найти и назвать другие предметы, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

Усложнение: поиск предметов с закрытыми глазами, определить что это.

Величина

Дидактическая игра «Золушка»

Цель: развивать умения различать величину, находить по образцу и по словесному обозначению. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: камешки "Марблс», карточки с эталонами величины, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых форм).

Ход игры: Педагог обращает внимание, что все камешки разной величины перемешались. Необходимо рассортировать их по величине «большие и маленькие».

Предъявляется эталон величины (большие, маленькие) и предлагается отсортировать сначала предлагаемую величину. Дети называют величину камешка - большой и отбирают, затем складывают в свои баночки только большие камешки.

Дидактическая игра "Змейка"

Цель: формировать умения детей различать длинную и короткую змейку, складывая камешки, прикладывая один к другому; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: стеклянные камешки "Марблс".

Ход игры: Педагог предлагает выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель

(Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета)

Дидактическая игра «Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький».

Оборудование: «камешки Марблс»

Ход игры: Педагог предлагает выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

Цвет

Дидактическая игра «Золушка»

Цель: развивать умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета.

Оборудование: камешки "Марблс», карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Ход игры: Педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камешки. При игре количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Дидактическая игра «Разноцветные полоски»

Цель: закреплять умения различать цвета. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: камешки "Марблс», полоски из цветной бумаги (количество зависит от количества используемых цветов).

Ход игры: Педагог предлагает детям найдите самый прозрачный камень, и он будет путешествовать и менять цвет.

- Двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т. д)

Дидактическая игра «Раскрась картинку камешками»

Цель: находить цвета по образцу, по словесному описанию, стимулировать зрительно поисковую деятельность

Оборудование: камешки «Марблс», картинки для украшения камешками (напр. «Цветочная поляна»)

Ход игры: Детям предлагается украсить картинку камешками. ( например: выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки)

Усложнение: «Игра в цвета» Цель: развитие слуховой памяти. Детям предлагается раскрасить картинку, но перед этим они слушают текстовый отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета.

Количество предметов

Дидактическая игра «Хватит ли"

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Оборудование: игрушки животных, камешки в виде яблок, листьев, цветов.

Ход игры: педагог предлагает угостить зверей вкусняшками.

Предварительно выясняет : «Хватит ли ежикам яблок? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая камешки-яблочки к игрушкам. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

Дидактическая игра «Весёлый счет»

Цель: развитие у детей количественных представлений.

Оборудование: камешки «Марблс»

Ход игры: Выложи столько камешков на столе, сколько: у человека глаз?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько ножек у стола? и т. д

Дидактическая игра «Найди и сосчитай»

Цель: упражнять детей в количественном счете

Оборудование: камешки «Марблс», песочница с кинетическим песком.

Ход игры: Детям предлагается в песочнице найти спрятанные камешки и пересчитать их.

Дидактическая игра «Числовые домики»

Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Оборудование: Домики с цифрами на крыше от 6 до 10 и камешки - окошки с цифрами от 0 до 10.

Ход игры: Например, нужно выбрать домик с цифрой 7 на крыше. Заполнить пустые окошки. Объяснить, почему именно эти числа нужно положить в окошки, а не какие- то другие? Затем выбрать домики с другой цифрой выполнить те же действия.

Времена года

Дидактическая игра «Дерево»

Цель: формировать умения по наиболее характерным признакам узнавать и называть времена года

Оборудование: камешки «Марблс», иллюстрация дерева

Ход игры: Перед каждым из вас лежит простое обычное дерево.

- Как вы думаете, когда такое дерево можно увидеть? (зимой, ранней весной, поздней осенью).

Солнышко пригрело, и на деревьях появляются молоденькие зеленые листики. Пусть и на ваших деревьях они появятся. (Берем зеленые камешки и выкладываем).

Наше дерево будет плодовым, например, яблоня. Весной на плодовых деревьях начинают распускаться цветочки. Наше дерево сейчас тоже зацветет. (Выкладываем розовые камешки).

Наступает лето. Во что превратятся наши цветочки? (в маленькие зеленые яблочки). Убираем цветочки, берем маленькие зеленые камешки. Летом солнышко греет, наши яблочки наливаются и становятся какими? (Красными). Убираем зеленые и ставим красные камешки.

- Посчитайте, сколько яблок созрело на вашем дереве? У кого больше, меньше? Яблоки поспели, и мы их собираем. Кто быстрее справится с этим заданием?

Лето закончилось.

Наступила осень, листья желтеют. (Выкладываем желтые камешки). Время идет, и наши листочки опадают. Убираем все камешки. Как называется данное явление в природе? (Листопад).

Осень закончилась и наступила зима, выпал снег. Попрошу выложить на дерево камешки голубого цвета. (Выкладываем голубые камешки). Зима закончится и снова наступит весна.

Дидактическая игра «12месяцев»

Цель: формировать умения соотносить каждое время года с определенным цветом.

Способствовать формированию математических представлений : счет от 1 до 4, от 1 до 12;

Оборудование: В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый или голубой – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год».

Ход игры: На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.

К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: закрепить знания о природных явлениях; формировать представления о временах года, о месяцах.

Оборудование: диск «Круглый год», картинки, соответствующие времени года, камешки «Марблс»

Ход игры: Педагог размещает несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предлагает детям разложить их правильно. Как усложнение игры можно устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

Вариант 2: На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года, обозначая его камешком «Марблс» (например картинка с признаками весны, дети кладут на неё зелёный камешек и т. д»

Ориентирование в пространстве

Дидактическая игра «Найди место камешку»

Цель: учить ориентироваться на плоскости

Оборудование: плоскость (лист бумаги, камешки «Марблс»

Ход игры: Педагог даё т устные задания типа: Возьмите красный камешек и положите его в верхний правый угол, зеленый камешек в нижний левый угол, синий камешек в правый нижний угол, желтый камешек в нижний правый угол, белый в центр листа.

Дидактическая игра "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4, камешки "Марблс"

Ход игры: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Игры с цифрами для формирования математических представленийИгры с цифрами для формирования математических представлений Существуют очень много настольных игр для формирования математических представлений. Игра, которую представлю вашему вниманию, способствует,.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр с использованием камушков Марблс для формирования математических представлений у детей с ЗПР
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 21:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр с использованием камушков Марблс для формирования математических представлений у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Анна Коваленко (УИ 1407595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД