Ольга Жамсаранова
Картотека дидактических игр для детей 2–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СУП-КОМПОТ» (2-4 года)
Цель: сформировать у детей представление об овощах, фруктах и ягодах.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас, развивать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, внимание.
2. Закреплять у детей знания об овощах, фруктах и ягодах, правильно их называть, классифицировать их и пользоваться обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды».
3. Формировать у детей представление об особенностях внешнего вида овощей и фруктов, о том, где они растут.
Варианты игры:
Публикация «Картотека дидактических игр для детей 2–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2020
Вариант 1: «Назови и расскажи».
Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты фруктов, ягод и овощей. Ребёнок должен назвать овощи, фрукты и ягоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, где, по его мнению, растут остальные плоды.
Вариант 2: «Что здесь лишнее?»
Воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку с «Супом» наряду с овощами один фрукт (два фрукта). Ребёнок должен найти лишний и доказать почему? Аналогично проводится игра с кастрюлькой «Компот».
Вариант 3: «Классификация: «Овощи, «Фрукты» и «Ягоды».
Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты овощей, фруктов и ягод. Воспитатель просит ребёнка выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием: «овощ», «фрукт» или «ягода». Что можно сварить из него? Компот или суп?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДБЕРИ ЗАПЛАТКУ» (2-4 года)
Цель игры: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей 2-3-4 лет.
Задачи игры:
1. Научить детей подбирать заплатки по рисунку;
2. Развить у детей логическое мышление, внимание;
3. Учить детей различать цвета, развивать зрительную память, пространственное мышление, мелкую моторику рук.
4. Активизировать словарный запас детей.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение работать в коллективе. Проявлять интерес к игре.
Варианты игры:
Вариант №1: (индивидуальная работа) Ребенку выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ним выкладываются маленькие карточки -"заплатки". Ребенок должен подобрать нужную "заплатку" (по рисунку).
Вариант №2: (коллективная игра)
Нескольким детям выдаются по 1-2 карточки с отсутствующей частью. Ведущий показывает карточки - "заплатки" детям. Дети должны узнать свою "заплатку" и сказать об этом.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ СКАЗКУ» (3-7 лет)
Цель: развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам, закрепить знания содержания и названий сказок и их персонажей.
Ход игры: (индивидуальная, коллективная)
Воспитатель перед ребенком (детьми) в произвольном порядке лицевой стороной вниз раскладывает картинки с изображением героев и предметов из сказок. Ребенок (если игра коллективная, то по очереди) берет одну картинку, переворачивает ее, называет героя сказки, предмет из сказки и (или) название сказки.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ТОП-ТОП, ШЛЕП-ШЛЕП, ЦОК-ЦОК»
Цель: развитие слуховой памяти, логики, тренировка концентрации внимания.
Варианты игры:
Вариант 1:
Педагог поочередно произносит звукоподражания, а ребенок должен повторить за педагогом и выбрать нужную картинку. («Цок-цок» - туфли; «шлеп-шлеп» - сапоги; «топ-топ» - ботинки). Здесь педагог может намеренно ошибиться, задача ребенка – обнаружить ошибку и исправить.
Вариант 2:
Педагог поочередно показывает ребенку картинки, ребенок должен произнести звукоподражание по каждой картинке.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ И РАССКАЖИ СКАЗКУ» (3-7 лет)
Цель: закрепить знания содержания и названий сказок и их персонажей, развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Ход игры: (индивидуальная, коллективная)
Воспитатель перед ребенком (детьми) в произвольном порядке лицевой стороной вниз раскладывает карточки с изображением героев сказок. Ребенок (если игра коллективная, то по очереди) берет одну карточку, переворачивает ее, называет героя сказки, название сказки.
В игре – 4 сказки: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». На каждую сказку по 5 карточек. После того, как ребенок (дети) перевернули все карточки и назвали сказку, нужно разложить карточки в сюжетной последовательности.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ИЗУЧАЕМ ВИДЫ СПОРТА» (4-7 лет)
Задачи:
Расширить знания детей о различных видах спорта.
Учить детей классифицировать виды спорта на летние и зимние.
Развивать мышление, воображение, речь, память, внимание.
Формировать положительную мотивации и приобщение к здоровому образу жизни.
Варианты игры:
Вариант 1: «Отгадай виды спорта»
Воспитатель загадывает загадку о видах спорта. Ребенок, угадав ответ, выбирает нужную карточку.
Вариант 2: «Выбери зимние/летние виды спорта»
Из предложенных карточек нужно выбрать зимние/летние виды спорта, назвать их.
Вариант 3: «Найди вторую карточку»
Разложить карточки сначала лицевой стороной вверх, затем перевернуть их лицевой стороной вниз, дети по очереди берут любую карту, называют вид спорта и пытаются по памяти найти, где лежит вторая аналогичная карточка.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ РЮКЗАК В ПОХОД» (3-7 лет)
Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать жизненно необходимые знания, умения, навыки.
Задачи:
Развивать внимание, самостоятельность.
Воспитывать интерес к туристической деятельности, чувство ответственности, умение работать слаженно и дружно.
Ход игры: (индивидуальная, коллективная)
Воспитатель перед ребенком (детьми) в произвольном порядке лицевой стороной вниз раскладывает карточки с изображением нужных и ненужных в походе вещей. Ребенок (если игра коллективная, то по очереди) берет одну карточку, переворачивает ее, называет предмет, его свойства (для чего предназначен, кладет/не кладет карточку в рюкзак и аргументирует свой выбор.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗНАТОКИ ТУРИЗМА» (3-7 лет)
Цель: накопление опыта познания действительности, ведущего к здоровому образу жизни; формировать знания о разновидностях туризма (водный, пеший, горный и т. д.).
Задачи:
1. Дать представление о значимости туризма для формирования здорового образа жизни.
2. Развивать познавательные способности, через исследовательскую деятельность, расширяя знания детей об окружающем мире.
3. Сформировать начальные туристические знания.
Ход игры: (индивидуальная, коллективная)
На столе разложены карточки с изображением атрибутов разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет атрибут и вид туризма, к которому он относится, и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.