Наталья Каширина
Картотека дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Собери цветок»
Цель: Закрепить основные цвета, умение подбирать предмет на основе сходного сенсорного признака.
Предварительная работа: на прогулке рассматривание разных видов цветов. Показать детям строение цветка (серединка цветка, соцветие, стебель, листья).
Ход игры.
На столе разложить кружочки разных цветов- сердцевина цветка и лепестки.
Предложить детям собрать цветок. Если ребенок выбирает кружок-сердцевину желтого цвета, то лепестки должны быть другого цвета.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
По такому же принципу можно провести игру «Посади бабочку на цветок».
«Вершки и корешки».
Цель. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Ход игры.
(Вариант1) Сегодня мы поиграем в игру, которая называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (воспитатель разделяет детей на две группы) - Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку.
А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.
(Можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.
(вариант2) Дети самостоятельно подбирают и вершки и корешки.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах.
«Пары»
Цель: Развивать зрительное восприятие, умение находить картинки (обувь, варежки) по сходному признаку.
Ход игры.
У нас на столе лежат картинки с изображением обуви и варежек. Кто-то перемешал все пары. Давайте разделимся на две группы: девочки соберут пары варежек, а мальчики пары обуви. Кто из вас выполнит задание быстрее тот и победит в этой игре. Можно провести эту игру под музыку, дети ходят по кругу у каждого в руках картинка, музыка останавливается, дети должны найти свою пару.
«Собери урожай»
Цель: Учить детей развивать глазомер при выборе картинок, умение классифицировать: фрукты, овощи, ягоды, развивать речь, память, внимание.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций фруктов, овощей, ягод, отгадывание загадок, лепка овощей и фруктов, рисование «Мои любимые ягоды.
Вариант 1.
Предложить детям собрать «урожай» в 3 корзинки: фрукты, овощи и ягоды.
Ребенок должен дать объяснения своему выбору, почему он выбрал эту картинку.
Вариант 2
Перевернуть картинки обратной стороной, ребенок берет одну картинку и должен описать, что это? (овощ, фрукт или ягода, остальные дети отгадывают. Кто отгадает первым становится ведущим, игра продолжается.
«Веселые поварята»
Цель: Активизация словаря по лексическим темам: фрукты, овощи, ягоды. Умение образовывать относительные прилагательные.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям приготовить обед. Дети выбирают себе кастрюли (вырезанные из цветного картона, разной величины: большая, средняя и маленькая)
Дети выбирают, что будут «готовить». Маша, ты готовишь суп, бери овощи, которые тебе понадобятся. Маша выбирает все, что ей нужно для приготовления супа и объясняет, процесс приготовления.
Пример: мне нужна среднего размера кастрюля, вода, мясо, разделочная доска, нож, овощи нужно почистить, помыть, порезать. В кипящий мясной бульон, опускаем резанные овощи, подсаливаем, варим. Суп готов. Так же дети «готовят» компот, салат.
«Укрась торт»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, составлять композицию, фантазию.
Ход игры.
Ребята, вы любите сладкое, сейчас мы с вами будем в роли кондитеров. Нам нужно украсить торт. Воспитатель разлаживает на столе коржи картонного торта и набор разных украшений (цветы, лепестки, листочки, кружочки, узоры и др.) дети выбирают украшения и украшают свой торт.
«Рассели по домикам»
Цель: Закрепление рода существительного. Учить сопоставлять карточку с личными местоимениями: он мой, она моя, они мои.
Ход игры.
Ребята, у меня есть три домика в которых живут мальчик Витя, девочка Света, и их друзья. Домики с лицами (мальчика, девочки и детей). Мальчик- это он, девочка- это она, дети их много – они. Витя покупает себе только те предметы, которые можно назвать словом –он мой (мяч, обруч, велосипед и др.)
Света покупает себе предметы, которые можно назвать словом- она моя (кукла, тарелка, книжка и др.)
А друзья Светы и Вити покупают предметы, которые можно назвать словами- они мои (санки, игрушки, яблоки и др.)
Ребята, мы поможем нашим друзьям выбрать нужные им вещи и отнесем им в домики.
«Половинки»
Цель: Закрепить знания детей о фруктах, умение выкладывать из половинок целый фрукт.
Ход игры:
Вначале воспитатель предлагает рассмотреть с детьми предметные картинки- фрукты и проводит беседу. Ребята, где растут фрукты? Что можно сказать о фруктах, какие они? (Вкусные, сочные, яркие, сладкие, кислые, ароматные). Что можно приготовить из фруктов? А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный и сможет выложить из половинок целый фрукт.
«Веселые фигуры»
Цель: Формировать у детей действия с геометрическими фигурами, умение выкладывать геометрическую фигуру по образцу, развивать зрительное восприятие.
Ход игры:
Детям раздаются карточки-игровое поле с геометрическими фигурами и фишки-геометрические фигуры. Дети должны на игровом поле найти фигуру и накрыть её соответствующей фишкой. Вариант игры: кто быстрее накроет первый ряд фигур, всю карточку. По такому же принципу можно провести дидактическую игру «Учим цифры»
«Собери вазу»
Цель: Учить детей из половинок собирать целую вазу. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.
Ход игры:
Вариант1. Предложить детям выложить вазы из половинок по цвету.
Вариант2. Перед маленькими детьми от 3 лет выкладываются картинки ваз белого цвета разной формы, дети должны подобрать подходящие цветные половинки и положить их сверху на целую вазу.