Галина Панычева
Карта актуальных педагогических технологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Название технологии Краткое описание Когда можно применять
Здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья
детей :
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Публикация «Карта актуальных педагогических технологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры
в водной среде (бассейне) и на тренажерах.
В специально организованных формах физкультурно-оздоро-вительной работы: на занятиях по ФИЗО; в динамических паузах на занятиях по другим направлениям развития; подвижных и спортивных играх; пальчиковой и дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, утренней гимнастике и гимнастике пробуждения На занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии обучения здоровому образу жизни Направлены:
- на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
- накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его; формирование валеологической компетентности, которая позволит ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, оказания элементарной самопомощи В процессе физкультурных занятий, занятий "Уроки здоровья", проблемно-игровых тренингах, конкурсах, викторинах, в том числе с участием родителей, семейных мероприятий.
Коррекционные
технологии Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей.
Реализуются с помощью:
- арт-терапии, сказкогерапии, цветотерапии;
- волновых технологий;
- психогимнастики;
- фонетической ритмики;
- развития у детей навыков оказания элементарной самопомощи в ситуациях, которые представляют определенный риск для здоровья (например, для детей с сахарным диабетом, пищевыми аллергиями, аллергодерматозами) В ходе циклов занятий по отдельным направлениям, которые проводят специалисты с соответствующей подготовкой и квалификацией.
Технологии поддержки детской инициативы
Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы Предусматривает три направления педагогической работы технология по поддержке детской инициативы:
- создание РППС;
- позиция воспитателей;
- разнообразные формы организации образовательного процесса.
Примечание. В данном случае - это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии
Технология
"Ситуация" Позволяет развить у детей способности к самостоятельному открытию новых знаний в разнообразной деятельности
через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы.
В шесть этапов:
Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность.
Этап 2. Актуализация детского опыта - имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности.
Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть - теперь уже это новая цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.
Этап 4. «Открытие». На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности.
Этап 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях).
Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к "новому" открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться Используется на любых занятиях по всем направлениям развития детей - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса - коллекционировании (в случаях, когда необходима классификация экспонатов, элементов коллекции, реализации проектов, решения ситуативных задач и др.
Технологии позитивной социализации
Технология "Открой себя" Включает 10 дидактических игр, цель которых - развивать у детей социальную компетентность, включая социальные
навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой:
- научить выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения образовательной задачи;
- научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;
- сформировать навык коллективно-распределенной деятельности;
- развить способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей;
- воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов;
- развить способности к конструктивному взаимодействию с другими детьми и взрослыми для достижения задуманного результата В различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе занятиях, при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы, культурной дискуссии. конструктивного взаимодействия
Технология
«Воспитание
чувств» Направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей :
- преодоление детских страхов;
- воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения;
- развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и конструктивному сотрудничеству;
- формирование умения справляться со своей агрессией;
- развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие.
Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки В различных формах взаимодействия педагога с детьми, во взаимодействии детского сада с семьей, в условиях семейного воспитания
Технологии организации экспериментальной деятельности
Технология
«Экспериментирование с объектами живой
и неживой природы» Включает шесть основных этапов:
- формулировка проблемы;
- выдвижение предложений, гипотез;
- проверка гипотез;
- фиксация результатов;
- вывод;
- вопросы детей, ответы педагога.
Количество всех шести этапов – обязательно, их последовательность – может изменяться При организации наблюдений
и поисковой деятельности,
при проведении элементарных опытов (кратковременных
и долгосрочных, опытов-доказательств и опытов-исследований, демонстрационных
и лабораторных, в том числе
в самостоятельном детском
экспериментировании
Технологии проектной деятельности
Тематический
образовательный проект Тематический образовательный проект в детском саду определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели, который:
- требует такой организации педагогической работы, таких
форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей;
- предусматривает активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей;
- базируется на инициативе детей;
- включает интересную для детей поисковую деятельность, а также другие виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, игровую, конструктивную, музыкальную, речевую.
Включает пять этапов:
Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует
у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности.
Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям
в разнообразной деятельности найти ответы на возникшие
у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно
с детьми, при необходимости привлекает родителей.
Этап 3. Реализация запланированных мероприятий.
Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего
для всей группы тематического образовательного проекта.
Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители,
педагоги презентуют свои результаты в реализации общего
тематического образовательного проекта В образовательном процессе детского сада, во взаимодействии с семьями воспитанников (детско-родительские проекты)
ЛИТЕРАТУРА.
1. Скоролупова О. А. Рабочая программа подготовительной к школе группы. – URL : https://academy-prof.ru/book/rabochaja-programma-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppy
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3. Рылеева Е. В. 10 игр для социализации дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2015.
4. Чал-Борю В., Белевич А., Пояркова Е. Книги из серии «Воспитание чувств» : «Не боюсь бояться! История про храброго Лисенка», «Где живут светлячки. История про любопытного Зайчонка», «Крепкий орешек. Истории про задиристых бельчат», «Ай, болит! История про закадычных друзей», «Что сегодня на обед? История про Медвежонка, который не любил есть», «Давай злиться вместе! Как Совенок и Волчонок ссорились и мирились». – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018–2019.
5. Зыкова О. А. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» : учебно-методическое пособие/ О. А. Зыкова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
6. Скоролупова О. А. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Проектная деятельность. Введение ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. – М. : ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2015.