Ольга Джура
Камешки марблс в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические возможности камешек марблс в развитии речи детей дошкольного возраста»
Автор: Джура Ольга Анатольевна
воспитатель МДОБУ ЦРР Д/с № 11 ЛГО
«Источники способностей
и дарований детей
— на кончиках их пальцев…»
В. А. Сухомлинский
«Рука — это инструмент всех инструментов»,
заключал еще Аристотель.
«Рука — это своего рода внешний мозг», —
писал Кант.
Публикация «Камешки марблс в развитии речи детей» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Язык и речь являются точкой, к которой сходятся разные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит важнейшим средством человеческого общения, познания мира, помощником в приобщении к ценностям духовной культуры, необходимым условием обучения и воспитания. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
У детей дошкольного возраста зачастую отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому данное направление является одним из важнейших в развивающей образовательной деятельности воспитателя.
Решая задачи по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста воспитателями используются в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. Все они способствуют развитию речи и мелких мышц рук. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. У детей снижается возбудимость, возрастает интерес к образовательному процессу, активизируется внимание, память, восприятие.
С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий педагог находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Одним из таких средств, которые можно использовать в развивающей образовательной деятельности, является — камешки марблс.
История марблс
Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.
Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.
Использование камешков во время отработки материала определенной лексической темы позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ему радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее. Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал.
Цель использования камешков марблс :
Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста к развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.
Развивающие задачи :
• формирование правильного захвата камешка пальцами руки;
• развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;
• развитие ориентировки на плоскости;
• профилактика оптико-пространственных нарушений;
• обогащение словарного запаса;
• формирование фонематических представлений;
• автоматизация поставленных звуков у детей.
• профилактика дисграфии;
Виды камешков
Камешки бывают различные : они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.
Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т. д.
Формы работы с камешками марблс :
— Индивидуальная образовательная деятельность (как часть занятия);
— Фронтальная образовательная деятельность (как часть занятия).
Требования к организации проведения упражнений с камешками марблс :
— Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
— Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
— Наличие познавательной направленности упражнений.
— Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.
- Гигиена рук.
- Осторожность при игре, т. к. камешки хрупкие.
Перечень игр с марблс и их описание.
1. Использование камешков марблс при изучении лексических тем
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
• «Заполни картинку камешками»
2. Звуко-буквенный анализ слов.
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).
• Звуковой анализ по схеме слова.
3. Составление предложений.
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.
4. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.
• «Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
• «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)
Педагог даё т задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т. д.
5. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)
• «Помоги Дюймовочке»
Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.
• Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
• Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).
• «Знакомство с буквой».
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы
«Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».
Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.
6. Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков).
7.«Логопедическая ромашка»
Цель: Закрепление умения различать звуки на слух (мягкий звук, твердый звук, выделять их из слов, сравнивать между собой.
8. «Трафареты». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
9. "Найди такой же"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов.
10. «Продолжи». Продолжить узор или ряд.
11. «Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
12. Лабиринты
1. Помоги бабочке долететь до цветка.
2. Помоги двум друзьям встретиться.
3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д. Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
13. «Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.
14. Развитие тактильных ощущений.
Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков марблс ( Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т. д.) Оборудование: емкость глубокая, камушки марблс, игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
15. «Золушка».
А). Разбери по цвету.
В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
Б). Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
В). Разбери по размеру.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
Развитие внимания, памяти и мышления.
«Крестики – нолики»
Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы. Камешки можно использовать в качестве шашек. При этом общие правила игр остаются, необходимо добавить игральную доску.
16. "Посчитай и отложи"
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
17. Четвертый лишний
Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.
18. Сухой бассейн
Цель игры: развивать тактильное восприятие, тонкую моторику пальцев. В ёмкости с песком, крупой, фасолью (по желанию педагога) находятся камешки. Воспитатель предлагает ребёнку найти все камешки в сухом бассейне.
Список литературы:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/ Д : Феникс, 2008. — 105 с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
3. Семихатская С. В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
4. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М. : Альфа, 1993.- 103 с.