Ирина Рябикова
Календарно-тематическое планирование недели «Волшебная вода» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Волшебница вода»
Программное содержание: Систематизирование знаний детей о свойствах и признаках воды, о ее значении в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов человеком. Развитие познавательного интереса детей, желание активно познавать и действовать с природными объектами.
Понедельник,1 июля
Утро
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
Публикация «Календарно-тематическое планирование недели „Волшебная вода“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Планирование, тематические недели
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Комплекс утренней гимнастики (по плану физ. инстр.)
Беседа «Вода в нашей жизни»-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Отгадывание загадок о воде, активизация и обогащение словаря. (Н. Д. -Ю. У.)
Выучить поговорку «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»(Н. Д. -Ю. У.)
Решение проблемной ситуации: «Что было бы, если бы на Земле исчезла вся вода?»- дать знания о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека: Саша, Даша, Майя, Максим, Геля
Утренняя песенка.
По утрам и вечерам открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею – уши вымою и шею.
Пусть течет водица – я хочу умыться!
Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла,
Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь.
Пусть бежит водица – я хочу умыться!
Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Рассматривание иллюстраций и картинок различных источников воды и водоёмов на Земле, использование воды в быту.
Поговорить с родителями о самочувствии детей.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Непосредственно образовательная деятельность
1. Познавательное развитие
«Вода – наше богатство» Цели: расширить представления детей о том, где используется вода дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений; закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар) ; активизировать речь, развивать образное мышление; воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.
2. Физ. развитие
По плану физ. инструктора. П/ с: Сохранять и укреплять физическое здоровье детей при выполнении различных упражнений.
Прогулка:
Наблюдение: свойства воды. Ц. : Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают.
Подвижная игра: «Школа космонавтов»
Цель: совершенствовать прыжки через интервал, развивать ловкость и внимание.
Игра-упр. «Пройди – не упади» - учить ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие на повышенной опоре, соблюдать правила безопасности
Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности
Игра на познание зависимостей и отношений: «Логические цепочки»
Ситуативный разговор на тему: «Для чего нужна вода?» Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать, сопоставлять.
Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье
Игра малой подвижности
«Ручеек»
Привлечь родителей к оформлению выставки «Вы слыхали о воде, говорят она везде…»
Работа перед сном
беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по лужам?» и др.)
Чтение художественной литературы: А. Яким «Облака» -развивать внимательность.
Вечер:
Оздоровительная гимнастика после дневного сна
«Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью фильтра-бумаги, марли, сетки)
Чтение: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды» Учить детей внимательно
слушать литературное произведение
Постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.)
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье через мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня)
«Наши добрые дела». Задачи: развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату.
Рассматривание фотографий (где в природе существует вода)
Оформить альбом на тему : “Вода и мы”
иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние
воды
Рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой”
Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома”
Прогулка.
Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе. П/и «Птичка и кошка», «Птицы и автомобиль» П/и «Ракеты» - учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7
Вторник
2 июля
«Значение воды в природе»
Утро Комплекс утренней гимнастики
Беседа «Вода вокруг нас» Обратить внимание детей «Где? В каком виде существует вода в окружающей среде?«Вода в природных явлениях»-формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Разучивание чистоговорок «Чистый, чистый трубочист-чист, чист, чист.»-вырабатывать чёткость, силу звука.
Экспериментирование «Вода не имеет формы»-развивать логическое мышление, познавательный интерес. Вырезывание изображений по шаблону. Закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, обводить простым карандашом по контуру, аккуратно вырезать по контуру
Разучить пальчиковая гимнастика «Дождик» (приложение)
Игра «Подскажи словечко»(приложение) (формирование КГН за столом)
Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность. Д/и «Что бывает весной» : актуализировать представления детей о весенних явлениях, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.
рассматривание глобуса, карты мира
вырезание по контуру и тонирование капельки воды Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.
Непосредственно образовательная деятельность
1. Чтение худ. лит-ры
2. Музыка по плану муз. работника
Прогулка:
Игра «Мы – капельки»
Мы летим, летим, летим,
И увидеть всё хотим,
Погуляем по Земле,
Дождиком прольёмся. (дети идут по кругу)
Погуляйте, капельки,
Летите на Землю. (бег врассыпную)
Побежали ручейки по земле. (бег змейкой)
Жарко стало капелькам. Возвращайтесь домой. (дети подбегают к воспитателю)
Подвижная игра «Караси и щука»“Море волнуется” Расширять содержание игры,развивать воображение,
творчество, пластичность движений. Дидактическое упражне-ние «Что делают люди весной» Цели: знать о том, как весной трудятся люди, рассказывать о труде.
Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре
Наблюдения
«Где мы видим воду?» (снег,лёд,ручейки,облака,дождь,туман,роса) Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов.
Расширять кругозор.
Работа перед сном Работа с дежурными по столовой. Беседа о пользе дневного сна. изготовление моделей, плакатов, макетов, коллажей, закрепляющих представления детей о безопасном поведении дома («Осторожно – кипящий чайник…») и в природе («Без взрослых купаться – запрещено);
Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна.
«Наливаем – выливаем» (наполнение водой разных сосудов с узким и широким горлом с помощью воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев)
Чтение Т. А. Шорыгина «Ключевая вода»
Игра «Скажи наоборот».
Из крана течт горячая вода, а из другого (горячая)
Река глубокая, а ручек ….(мелкий)
Река может бежать быстро, а может и ….(медленно)
В океане волны большие, а в реке (маленькие)
В ручейке вода бежит, а в пруду….(стоит)
Из чайника мы пьм чистую воду, а в луже вода (грязная)
Этюд на развитие воображения «Чудо-фонтан»- развивать умение представлять образ волшебного фонтана в воображении; с помощью пантомимы показывать образ, эмоционально его окрашивая. Д\и «Найди пару» -упражнять детей в подбо-ре слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух
Ситуативный разговор «Вода нам нужна, чтобы…»-закрепить знания детей о необходимости воды в жизни человека. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками
спросить и объяснить, почему так говорят «Поплотнее кран закрой- осторожен будь с водой»
Д/и «Времена года»
Рассматривание иллю-страций о правилах пове-дения в природе
карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отли-чия…» и др. ;
Прогулка.
Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если?
Среда,3 июля
Три состояния воды: «Какая бывает вода?»
Утро
Комплекс утренней гимнастики
Беседа «Откуда в наш дом приходит вода» Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Изготовление планшета «Экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду» Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде.
С/ри «Семья» сюжет : «Купание куклы»
Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.).
КГН «Расческа» - закрепить навык использования предметом индивидуальной гигиены
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода на Земле» (океаны, моря, реки, ручейки)-обучение связному рассказыванию по картинке.
формировать у детей социокультурные и коммуникативные компетенции, связанные с организацией и развитием игровой деятельности.
Продолжать закреплять спокойно сидеть за сто-лом, соблюдая правильную позу через потешку «У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу маслену едят.»
С/р игра «Библиотека». Предложить детям обыграть различные ситуации
Выставка книг, энциклопедий о космосе
«Парные картинки»
- «Найди по контору»
Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»
почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зару-бежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;
Непосредственно образовательная деятельность
1. Лепка https://my-happy-child.livejournal.com/19093.html Лепись рыбка, .А Лыкова, худ. Л. В. Грушина
2. Аппликация «Капельки дождя»
Вызвать у детей эмоциональный отклик; желание передавать образ в аппликации.
Прогулка:
Наблюдение
Вынести на участок вертушки и султанчики. С их помощью определить силу и направление ветра. Спросить детей – как еще можно определить его силу и направление. Показать флаг на здании суда, по тому развевается он или нет, можно определить наличие ветра и его силу, направление.
Прочитать:
«Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.
Солнце землю согревая, гонит с нашей речки лед,
Плачет баба снеговая и ручьями слезы льет»
П/и «Ракеты» - координация речи с движением.
И\у «Колпачок и палочка»-развивать координацию, ловкость
Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в
каком виде существует вода в окружающей среде
Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной дея-тельности.
Ситуативный разговор «Зачем нужна вода?»-развивать представления детей о предназначении воды, пара, снега, льда.
Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия.
п/и «Раз, два, мы – на старте»
Соревнование «Брызгалки»- развивать глазомер, меткость- чья брызгалка дальше брызнет.
Работа перед сном
обращение внимания на культуру поведения детей за столом: обращаться друг к другу с просьбой, благодарить за переданный хлеб и т. д
Вечер:
Оздоровительная гимнастика после сна.
Опыт Вода не имеет вкуса. Сначала дети пробуют простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар. Какой вкус теперь приобрела вода?
Чтение С. Маршак «Водопровод» Поддерживать детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.
Экспериментирование с водой. Работа по уходу за растениями (рыхление)
П. игра «Найди и промолчи»»-развивать выдержку.
Заполнение календаря природы.
Работа в центре творчества: зарисовка воды в различных агрегатных состояниях-развитие наблюдательности,закрепление знаний о состояниях воды
Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Игра «Заколдованные предметы» закреплять навыки порядкового счёта
Оформить альбом со схемами и зарисовками, пиктограммами по детскому экспериментированию на тему: “Вода”
Консультация для родителей:
«Вода в нашей жизни», «Берегите воду»
Прогулка.
Наблюдение за вечерней погодой –сравнить ее с утренней. П\ игра: «Птицы и кошка» (по аналогии Воробушки и автомобиль»)
Динамическая пауза «Мамам дружно помогаем…»(» Выполняют движения по тексту.) Развивать координацию рук и ног с движениями.
Четверг,4 июля «Кто живёт в воде?»
Утро
Комплекс утренней гимнастики
Пословицы и поговорки о воде. Цель: Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли
Беседа «Кто живёт в воде?»- расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем.
П. игра «Караси и щука»-развивать ловкость, быстроту реакции.
Дежурство по занятиям. Задачи. Закреплять умение детей раскладывать материалы и инструменты к занятиям, организовывать самостоятельную деятельность каждого ребенка
Формировать у детей умение находить себе занятие по интересам, играть вместе с другими детьми, избегать конфликтных ситуаций.
Д/ и : «Какое время года» Формировать умения самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно – следственные связи
И/у придумай и нарисуй
Д\и «Вода друг – вода враг»
обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря;
Непосредственно образовательная деятельность
1. Развлечение. Музыкально-экологическое развлечение «День воды» «Прогр. сод. : показать детям взаимодействие всего живого в природе; учить бережному отношению к живой и неживой природе; воспитывать любовь к родному краю. (Н. Д. -Ю. У.)
2. Музыка по плану муз. руководителя
Прогулка:
Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и
неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит
солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и животным
нужна вода).
Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…».(Н. Д. -Ю. У.)
Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и
др.
Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей» Ц. : способствовать профилактике нервного напряжения, развитию правильного дыхания
Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу
Беседа по ОБЖ «Поскорее кран закрой –осторожней будь с водой» Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её; расширять знания детей о значении воды в жизни людей
Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом
( Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, куклы, одетые по сезону, машинки, мыльные пузыри) Ц. :помочь детям определиться с выбором игры, подобрать атрибуты, игрушки, обустроить место для игры
Консультация "Уроки общения"
Цель: углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания, познакомить с взглядами на воспитание в семье известных педагогов, ученых, дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания
Работа перед сном
Прослушивание аудиокассет: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки моря», «Звуки воды»
Вечер:
Оздоровительная гимнастика после сна
Опыт Вода не имеет запаха. Предложить понюхать простую воду. Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. Чем теперь пахнет вода? Заварка воды чаем, мятой
Чтение Б. Заходер «Что случилось с рекой» Обогащать знания детей о красоте природы через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи.
«Экологическая сказка «Ручеёк» (Воронкевич стр. 241)Прогр. сод. : уточнить и расширить представление детей об образе жизни животных, живущих в воде; обобщить знания детей о типичных повадках водных зверей, способах защиты от врагов, добывание пищи;
С. ролевая игра «Отважные мореплаватели»-обогащать игру новыми атрибутами, развитие социальных навыков детей, умение распределять роли, расширять знания о «морских» профессиях.
Предложить детям понаблюдать за ростом лука. Рассмотреть посаженные ранее им луковицы. Выводы нарисовать в календаре
Оформление книжки – малышки по теме:
«Волшебница вода»
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Дидактическая игра «Вы-бери нужное.»-закреплять знания о природе. Развивать мышление, познава-тельную активность
Рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира;
Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
Прогулка.
Д/и «Когда это бывает?» - закрепить знания детей о сезонных изменения в природе. П/ игра: «Ловишки парами» - упражнять детей в ловкости,
Выучить пословицу «Весна да осень, на дню погод восемь»- объяснить смысл пословицы (Н. Д. -Ю. У.)
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 4 5 6 7 8
Пятница,
5 июля
«Водоплавающие птицы»
Утро Комплекс утренней гимнастики
Разучивание стихотворения «Волшебница вода»
Развитие элементарных математических представлений на тему: “Объем жидкости
Музыкально-дидактическая игра «На дорожке лужи»
Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о воде и ее свойствах.
Рассматривание картинок «Кто такие водоплавающие»дать представление о водоплавающих птицах. Дидактическая игра «Выбери нужное.»-закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность
по культурно-гигиеническим навыкам-закрепление умения аккуратно пользоваться столовыми приборами во время еды. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий Д\и «Палочки Кюизенера» - выложи по схеме»; развивать на мелкую моторику.
зарисовка различных видов водоплавающих птиц (с трафаретами) Цель:развитие наблюдательности.
Решение проблемных ситуаций «Можно и нельзя»-активизировать общение детей. обсудить атмосферу праздника, цирковые костюмы, декорации…
побеседовать о пользе юмора, смеха для здоровья ребенка
Непосредственно образовательная деятельность 1. Физкультура на воздухе. П/ с: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта
2. Рисование "Аквариум" воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам. развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.
Прогулка:
Художественное слово: Мокрый апрель – хорошая палена. Вода на лугу – сено в стогу. Не ломай печи – еще апрель на дворе. Апрель! Апрель, на дворе звенит капелью По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.
Д/и «Кто где живет?» — закрепить знания о месте жительства различных животных.
П/ игра: «Горелки» — упражнять детей в беге.
И/ р по ФИЗО: упражнять детей в точности прыжков.
Труд. поручения: очистить вместе со всеми цветник от мусора, размести дорожки.
Минутки безопасности «Почему нельзя переходить улицу на красный свет или желтый сигнал светофора Признаки весны: поощрять стремление детей самостоятельно находить признаки весны, передавать в речи результаты наблюдений.
формирование основ экологической культуры детей
КГН «Занимательные пуговицы» - учить застегивать, расстегивать пуговицы, называть цвета пуговиц Учить детей доброжелательному отношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной отзывчивости, развиваем чувство доброты, готовность к взаимопомощи, строить дружеские отношения и ценить их, учим детей называть друг друга по именам, не ссориться, ценить дружеские отношения. Самостоятельная
деятельность детей на
участке, игры с выносным материалом – развитие навыков совместной
игровой деятельности
Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.
Работа перед сном ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры). Чтение произведений Н. А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели»
Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке.
Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна.
Опыт Испарение. Вскипятить воду, накрыть воду крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в воду, и эти капли падают вниз.
Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
Коллективный труд «Уход за комнатными растениями»Воспитывать желание заботится о комнатных растениях. Обучать практическим навыкам поливки.
Развлечение. Музыкально-экологическое развлечение «День воды» «Прогр. сод. : показать детям взаимодействие всего живого в природе; учить бережному отношению к живой и неживой природе; воспитывать любовь к родному краю. (Н. Д. -Ю. У.) С/р игра «Мы–водители»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.
Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Дидактические игры «Кто живет в воде?»
Рассматривание иллюстраций и картинок различных источников воды и водоёмов на Земле, использование воды в быту.
Прогулка. Наблюдение за солнцем. Цель: развивать любознательность. Худ. слово. Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. Цель: закрепить умение отгадывать загадки. (Н. Д. -Ю. У.) Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек»