нина варфоломеева
Календарно-тематическое планирование по лексической теме «Сказки Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Понедельник
Утро
Беседа о А. С. Пушкине
Выставка книг произведений А. С. Пушкина и иллюстраций к ним.
Показать детям портрет великого поэта. Поговорить о его творчестве, рассмотреть иллюстрации к сказкам
Пальчиковая гимнастика «Белочка»
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки (дети сжимают и разжимают кулачки)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому, (дети поочередно загибают пальчики от
Заиньке усатому, мизинца к большому)
Темочки:
- Планирование. Календарно-тематическое планы, КТП
- Планирование. Планы работ
- Пушкин А.С. Планы, тематические недели
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказки. Планы
- Темочки
Кому в платок, кому в роток,
Кому в лапочку.
НОД Тема: «В гостях у сказки» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Материал: портрет А С Пушкина, иллюстрации к сказке, игрушка золотой рыбки; ковёр – самолёт, слайды с иллюстрациями к сказке.
Чтение: «Сказка о золотом петушке»
Вечер Совместная деятельность
Подвижная игра «Рыбак и рыбка»
Выбирается ведущий (рыбак). Рыбак встаёт в центр, в руках у него скакалка (невод). Участники игры стоят по кругу, рыбак в центре. Задача рыбака – поймать рыбку (зацепить, коснуться скакалкой за ногу ребёнка). Задача рыбок (участников игры) – перепрыгнуть через скакалку, не касаясь её ногой. Рыбак крутит скакалку по кругу, рыбки перепрыгивают через неё. Игра продолжается до тех пор, пока рыбак не поймает рыбку. (Меняются местами)
Игра инсценировка «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях -- Ребята, смотрите, что я вам принесла. Это же костюмы старика, старухи, золотой рыбки. Кто из вас самый смелый и попадёт в сказку вместе со мной. Воспитатель выбирает детей и предлагает разыграть сценку из сказки. Сценки могут быть выбраны по желанию и выбору детей. Примерные сценки: «Как старик поймал золотую рыбку», «Разговор старухи и старика у разбитого корыта» и т. д.
Индивидуальная работа:
Дидактическая игра «Волшебный сундучок».
Цель: Развивать познавательную и речевую активность, расширять словарный запас; развивать психические процессы детей:
Ход игры: В сундучке находятся предметы из разных сказок А. С. Пушкина. Дети по очереди подходят к сундучку, достают предмет и называют сказку и героя, связанного с этим предметом.
Самостоятельная деятельность
Рисование на тему «Золотая рыбка».
Рассматривание альбома «А. С. Пушкин. Семья поэта».
Вторник
Игра: «Изобрази что скажу»
Цель: развивать творческие способности, фантазию снять эмоциональное напряжение развивать координацию.
Ход игры: детям предлагается разные обстоятельства, которые они должны импровизированно изобразить.
Изобрази:
1. Старика, который забросил в море невод.
2. Царицу, которая любуется собой в зеркало
3. Петушка, который сидит на крыше и машет крыльями
4. Белочку, которая грызет орешки.
5. Старуху, которая прядет пряжу
Пальчиковая гимнастика: «Рыбка»
(Ладошки вверх, потом хлопаем кулачком по столу, шевелим пальчиками, встряхиваем ладошками.)
Прямо к нам плывет в ладошку!
Хлопнем по воде немножко…
Чтобы рыбку нам схватить,
Надо очень ловким быть.
Как чудесно мы играли,
И в игре тренировали,
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и кулачки немножко.
Заучивание отрывка из Стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Совместная деятельность
Д/ и: «Назови сказку правильно»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина.
- «Сказка о рыбаке и …» (рыбке) ;
- «Сказка о попе…» (и работнике его Балде) ;
- «Сказка о золотом…» (петушке) ;
- «Сказка о мертвой…» (царевне и семи богатырях) ;
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Цель: Развивать связную речь, чувство рифмы
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).
Самостоятельная деятельность:
Создание построек из разных видов конструктора по сюжетам из сказок с дальнейшим обыгрыванием сюжетными игрушками;
Составление фигур рыб из геометрических фигур.
Среда
Утро Загадки от имени сказочных героев по произведениям А. С. Пушкина
Воротился старик нынче с моря, Рассказал мне великое чудо :
Что поймал сегодня он рыбку, Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась: Откупалась, чем только пожелает!
Не посмел он взять с неё выкуп! Так пустил её в синее море!
Дурачина, такой простофиля! Не сумел он взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял он с неё корыто, Наше – не корыто, разруха! Догадались, кто я?.
(Старуха)
В море остров есть далёкий, Там под ёлкою высокой Звонко песенку пою,
Золотой орех грызу, Изумрудец вынимаю И в мешочек опускаю.
И засеян двор большой Золотою скорлупой! Это право не безделка! Догадались, кто я?
(Белка)
Стерегу царя границы. Чуть опасность где видна, Тут же я очнусь от сна,
Шевельнуся, встрепенуся, К той сторонке обернуся И кричу: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!» Тут же все в поход идут И отпор врагу дают!
Я красивый, золотой! Я Додону как родной: Шпоры, перья, гребешок! Кто я, дети?.
(Петушок)
Я жила в своем море безбрежном Замечательно и безмятежно,
Но случилась беда со мною, Я попала в невод с травою!
Старика как только увидала, Человечьим голосом сказала :
«Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался:
Отпустил меня в синее море, Разрешил мне гулять на просторе".
Понял он, что я непростая! Кто я, дети?.
(Рыбка золотая)
Вечер Совместная деятельность
Д/игра «Доскажите словечко»
Цель: Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Темной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался. "Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный. (Рожок)
И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…Но царевна в обе руки Хвать - поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за. (Обед)
Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле; Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. Сын подумал добрый ужин Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает. (Лук)
В море остров был крутой, Не привальный, нежилой; Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый; А теперь стоит на нем Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами, С теремами и садами, А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе. (Поклон)
Индивидуальная работа
Дидактическая игра: «Что бы ты попросил у золотой рыбки».
Цель: Учить детей составлять предложения на заданную тему, развивать воображение, умение фантазировать.
Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие. А каковы ваши желания?.
Самостоятельная деятельность
Выкладывание сказочных животных из геометрических фигур;
Рисование по прочитанным книгам, раскрашивание картинок
Четверг
Утро Отдыхалочка. «Как царевна Лебедь превратила князя Гвидона в комара.»
Будь же, князь, ты комаром.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился.
(дети самостоятельно придумывают движения по смыслу услышанного)
Чистоговорки про комара:
РА-РА-РА - превращаюсь в комара.
РУ-РУ-РУ - плывёт лебедь к комару.
РЫ-РЫ-РЫ - очень дружат комары.
РЕ-РЕ-РЕ - говорят о комаре,
АР-АР-АР - вот лежит комар.
Вечер Совместная деятельность воспитателя с детьми
Д/ и: «Определи героя сказок»
Цель: Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина, расширить их кругозор.
Встаньте около своих мест.
Я буду называть персонажей различных сказок, и, если эти герои из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь на носочках, но если они из других сказок, то приседаем. Приготовились.
Чёрт, лиса, братья-богатыри, комар, поп, колобок, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, Царь Салтан, сестрица Алёнушка, конёк-горбунок, Чебурашка, месяц, журавль, князь Гвидон, Балда.
Подвижная игра «Поймай рыбку»
Выбирается ведущий. Он становится в круг, в руках у него скакалка. Рыбки становятся по кругу от ведущего. Ведущий поднимает вверх скакалку и начинает крутить её у себя над головой вокруг своей оси. Задача детей – подпрыгнуть вверх и постараться поймать скакалку или коснуться её. Как только ребёнок поймал скакалку, ведущий и ребёнок меняются местами. Игра продолжается 4 – 5 раз.
Индивидуальная работа: «Как мы знаем сказку о «Рыбаке и рыбке»
1)Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» :
А – «Жили-были старик со старухой…»
Б – «Жил старик со своею старухой…»
В – «Жили-были дед да баба…»
2) Где жил старик со своею старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке» :
А – в землянке;
Б – в избушке;
В – в шалаше.
3) Что было разбито у старухи?
А – тарелки;
Б – зеркальце;
В – корыто.
4) Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик?
А – удочкой;
Б – сачком;
В – неводом.
5) Кто исполнял капризы старухи?
А – щука;
Б – рыбка;
В – русалочка.
6) За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
А – за жадность;
Б – за лень;
В – за плохое ведение домашнего хозяйства.
Самостоятельная деятельность:
Дидактическая игра «Собери картинку»
(Элементы, персонажи сказок Пушкина.)
Рисование по прочитанным книгам, раскрашивание картинок
Пятница
Утро Пальчиковая гимнастика:
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Будем рыбок мы считать!
Рыбки плавают по дну,
не поймаешь ни одну
Пословицы и поговорки о сказках.
1. «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок».
2. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
3. «Ни в сказке сказать, ни пером описать».
4. «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».
Вечер Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
(дети отгадывают слово и называют из какой сказки отрывок) :
1) Его за руку взяла и в шатер свой (увела)
2) И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы)
3) Весть царевну в глушь лесную.
И связав ее живую под сосной оставить там.
На съедение (волкам)
4) В руки яблочко взяла, к алым губкам (поднесла)
5) Остров на море лежит, град на острове (стоит)
6) Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный (дом)
7) С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка)
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: закончить предложения словами и действиями, которые встречались в сказке
1. Три девицы под окном. (Что делали).
Пряли поздно вечерком.
2. Шлёт с письмом она гонца, чтоб. (Что сделать).
Обрадовать отца.
3. Ты не коршуна убил,
Чародея. (Что сделал).
Подстрелил.
4. А сидит в нём царь Гвидон.
Он. (Что сделал).
Прислал тебе поклон.
5. Белка песенки поёт
И орешки всё. (Что делает).
Грызёт.
6. Князь для белочки потом. (Что сделал)
Выстроил хрустальный дом.
7. С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей. (Что делает).
Встречает.
8. И опять она его
Вмиг. (Что сделала).
Обрызгала всего.
9. Тут она, взмахнув крылами. (Что сделала).
Встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась
Самостоятельная деятельность:
Раскрашивание иллюстраций с персонажами сказок
Кубики по сказкам Пушкина