Никонова Наталья Владимировна
Выявление методов и приемов формирования у детей временных представлений в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.
Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Слово
«время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение».
Характерными особенностями времени является его текучесть,
необратимость (отсутствие наглядных форм «не видно и не слышно»).
В дошкольном возрасте детям необходимо научиться ориентироваться
во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи,
Публикация «Выявление методов и приемов формирования у детей временных представлений в ДОУ» размещена в разделах
чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать
деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости
от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во
времени создает основу для развития таких качеств личности, как
организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых
ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Целью работы является выявление методов и приемов формирования
у детей временных представлений в детском дошкольном учреждении.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего
дошкольного возраста временных представлений.
Предмет исследования : методы и приемы формирования временных
представлений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте.
2. Изучить проблемы ориентировки во времени у дошкольников.
3. Дать характеристику методов, форм развития, средств (моделей)
для формирования у дошкольников представлений о времени.
4. Выявить уровень сформированности временных представлений у
детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить в опытно-исследовательской работе эффективность
выявленных методов и приемов при формировании временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования :
теоретические: анализ научной и методической литературы по
проблеме исследования;
эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития
детей, анализ образовательных программ.
практические:
- диагностика уровня усвоения представления о времени;
6
- разработка комплекса развивающих мероприятий по формированию
временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- анализ результатов исследования
Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно
ориентироваться во времени и ространстве. Это необходимо ему для
освоения и изучения окружа ощего его мира. Раньше и легче дается человеку
ощущение ространства. Что такое «здесь» и «там», становится онятнь м
довольно скоро. Здесь - это то, что досту но, что можно разглядеть,
отрогать, о робовать на вкус. Там - не осредственно недосту но, но, если
риложить усилия, остараться дотянуться или ереместиться, то можно
ревратить “ Там в Здесь”.
К году или олутора годам ребенок начинает онимать, что такое
«сейчас» - оно охоже на «здесь». Чуть озднее вь ясняется и что такое
«скоро»- оно охоже на «там», «недалеко».
К трем годам становится яснь м, что бь вает «сегодня», «завтра»,
«вчера».
Только к 7 - 8 годам складь вается наше обь чное интуитивное
редставление о времени : как о равномерно и овсеместно текущем отоке
мгновений.
В своем развитии ребенок, вероятно, овторяет - в очень ускоренном
тем е - тот долгий и давний уть, которь м человечество, развиваясь от
ервобь тного состояния, ришло к нашему современному оняти о времени.
Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно
ориентироваться во времени и ространстве. Это необходимо ему для
освоения и изучения окружа ощего его мира. Раньше и легче дается человеку
ощущение ространства. Что такое «здесь» и «там», становится онятнь м
довольно скоро. Здесь - это то, что досту но, что можно разглядеть,
отрогать, о робовать на вкус. Там - не осредственно недосту но, но, если
риложить усилия, остараться дотянуться или ереместиться, то можно
ревратить “ Там в Здесь”.
К году или олутора годам ребенок начинает онимать, что такое
«сейчас» - оно охоже на «здесь». Чуть озднее вь ясняется и что такое
«скоро»- оно охоже на «там», «недалеко».
К трем годам становится яснь м, что бь вает «сегодня», «завтра»,
«вчера».
Только к 7 - 8 годам складь вается наше обь чное интуитивное
редставление о времени : как о равномерно и овсеместно текущем отоке
мгновений.
В своем развитии ребенок, вероятно, овторяет - в очень ускоренном
тем е - тот долгий и давний уть, которь м человечество, развиваясь от
ервобь тного состояния, ришло к нашему современному оняти о времени.
Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно
ориентироваться во времени и ространстве. Это необходимо ему для
освоения и изучения окружа ощего его мира. Раньше и легче дается человеку
ощущение ространства. Что такое «здесь» и «там», становится онятнь м
довольно скоро. Здесь - это то, что досту но, что можно разглядеть,
отрогать, о робовать на вкус. Там - не осредственно недосту но, но, если
риложить усилия, остараться дотянуться или ереместиться, то можно
ревратить “ Там в Здесь”.
К году или олутора годам ребенок начинает онимать, что такое
«сейчас» - оно охоже на «здесь». Чуть озднее вь ясняется и что такое
«скоро»- оно охоже на «там», «недалеко».
К трем годам становится яснь м, что бь вает «сегодня», «завтра»,
«вчера».
Только к 7 - 8 годам складь вается наше обь чное интуитивное
редставление о времени : как о равномерно и овсеместно текущем отоке
мгновений.
В своем развитии ребенок, вероятно, овторяет - в очень ускоренном
тем е - тот долгий и давний уть, которь м человечество, развиваясь от
ервобь тного состояния, ришло к нашему современному оняти о времени.
Наблюдение - это метод сбора информации путём непосредственного,
целенаправленного восприятия окружающего мира.
Наблюдения могут проводиться индивидуально или с подгруппой
детей. Содержание метода может включать в себя наблюдение за
окружающей средой, состоянием природы, особенностями деятельности
детей или взрослых в то или иное время суток или года.
Демонстрация (рассматривание) картин, иллюстраций, мультфильмов,
презентаций - важный метод обучения дошкольников, позволяющих решать
ряд дидактических задач. Наглядные средства дают детям наглядный образ
знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, иллюстраций у детей
формируются наглядные образы.
Беседа - это метод получения информации на основе словесной
коммуникации.
Игровой метод - это способ организации овладения специальными
знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств,
основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой
деятельности.
К игровым методам относятся дидактические и подвижные игры.
Особенности формирования временных представлений в разных
возрастных группах
Младший дошкольный возраст.
Во второй младшей группе начинается знакомство детей с частями
суток. В данном возрасте необходимо научить детей различать и обозначать
словами все четыре части суток.
Средний дошкольный возраст.
В средней группе закрепляются название частей суток, и вводится
понятие «сутки». Также показывается сменяемость суток «вчера», «сегодня»,
«завтра».
Старший дошкольный возраст
У детей старшей группы формируется понятие о единицах и
особенностях времени. Дети знакомятся временами года, с месяцами, с
названиями дней недели, определяют какой день, был вчера, какой сегодня,
какой будет завтра, т. е. происходит знакомство с календарём.
Для развития временных представлений используют различные
методы : наблюдение; беседа; рассказ; моделирование; чтение стихов,
рассказов; демонстрация иллюстраций, презентаций, мультфильмов;
30
дидактические и подвижные игры, заостряя внимание на периодичности
смены частей суток.
Также у детей начинает формироваться развитие чувства времени.
Основными направлениями в работе развития чувства времени :
- ознакомление с единицами измерения времени;
- переживание времени, т. е. понимание о продолжительности
временных интервалов;
- формировать у детей умение оценивать временные интервалы без
часов.
В подготовительной группе происходит закрепление полученных
знаний о времени, продолжается знакомство с календарём, ознакомление
детей с часами.
Вывод.
Развитие временных представлений у детей в детском саду начинается
со второй младшей группы и продолжается весь период.
Формирование представлений о времени должно осуществляться не
только на занятиях, но и в повседневной жизни (дома и в детском саду). Для
этого педагоги используют различные методы и приёмы.
Для закрепления знаний о времени в детском саду кроме занятий
должны создаваться уголки времени, где будут находиться модели времени,
календари, приборы для измерения времени, представлены различные
настольно-печатные, дидактические игры, репродукции картин, альбомы,
плакаты и художественная литература.
Родители также должны закреплять полученные знания о времени с
детьми. Не обязательно с ребёнком сидеть и учить понятия о времени, а
можно даже идя утром в детский сад или гуляя по улице поговорить с
ребёнком о временных понятиях. Ещё воспитатели групп могут организовать
консультации для родителей, как на собраниях, так и в индивидуальном
порядке, изготовить папки – передвижки с рекомендациями.