Приложение МААМ

Выявление методов и приемов формирования у детей временных представлений в ДОУ

Никонова Наталья Владимировна
Выявление методов и приемов формирования у детей временных представлений в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Слово

«время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение».

Характерными особенностями времени является его текучесть,

необратимость (отсутствие наглядных форм «не видно и не слышно»).

В дошкольном возрасте детям необходимо научиться ориентироваться

во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи,

Публикация «Выявление методов и приемов формирования у детей временных представлений в ДОУ» размещена в разделах

чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать

деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости

от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во

времени создает основу для развития таких качеств личности, как

организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых

ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Целью работы является выявление методов и приемов формирования

у детей временных представлений в детском дошкольном учреждении.

Объект исследования: процесс формирования у детей старшего

дошкольного возраста временных представлений.

Предмет исследования : методы и приемы формирования временных

представлений у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены

следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по

проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте.

2. Изучить проблемы ориентировки во времени у дошкольников.

3. Дать характеристику методов, форм развития, средств (моделей)

для формирования у дошкольников представлений о времени.

4. Выявить уровень сформированности временных представлений у

детей старшего дошкольного возраста.

5. Проверить в опытно-исследовательской работе эффективность

выявленных методов и приемов при формировании временных

представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования :

теоретические: анализ научной и методической литературы по

проблеме исследования;

эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития

детей, анализ образовательных программ.

практические:

- диагностика уровня усвоения представления о времени;

6

- разработка комплекса развивающих мероприятий по формированию

временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- анализ результатов исследования

Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно

ориентироваться во времени и ространстве. Это необходимо ему для

освоения и изучения окружа ощего его мира. Раньше и легче дается человеку

ощущение ространства. Что такое «здесь» и «там», становится онятнь м

довольно скоро. Здесь - это то, что досту но, что можно разглядеть,

отрогать, о робовать на вкус. Там - не осредственно недосту но, но, если

риложить усилия, остараться дотянуться или ереместиться, то можно

ревратить “ Там в Здесь”.

К году или олутора годам ребенок начинает онимать, что такое

«сейчас» - оно охоже на «здесь». Чуть озднее вь ясняется и что такое

«скоро»- оно охоже на «там», «недалеко».

К трем годам становится яснь м, что бь вает «сегодня», «завтра»,

«вчера».

Только к 7 - 8 годам складь вается наше обь чное интуитивное

редставление о времени : как о равномерно и овсеместно текущем отоке

мгновений.

В своем развитии ребенок, вероятно, овторяет - в очень ускоренном

тем е - тот долгий и давний уть, которь м человечество, развиваясь от

ервобь тного состояния, ришло к нашему современному оняти о времени.

Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно

ориентироваться во времени и ространстве. Это необходимо ему для

освоения и изучения окружа ощего его мира. Раньше и легче дается человеку

ощущение ространства. Что такое «здесь» и «там», становится онятнь м

довольно скоро. Здесь - это то, что досту но, что можно разглядеть,

отрогать, о робовать на вкус. Там - не осредственно недосту но, но, если

риложить усилия, остараться дотянуться или ереместиться, то можно

ревратить “ Там в Здесь”.

К году или олутора годам ребенок начинает онимать, что такое

«сейчас» - оно охоже на «здесь». Чуть озднее вь ясняется и что такое

«скоро»- оно охоже на «там», «недалеко».

К трем годам становится яснь м, что бь вает «сегодня», «завтра»,

«вчера».

Только к 7 - 8 годам складь вается наше обь чное интуитивное

редставление о времени : как о равномерно и овсеместно текущем отоке

мгновений.

В своем развитии ребенок, вероятно, овторяет - в очень ускоренном

тем е - тот долгий и давний уть, которь м человечество, развиваясь от

ервобь тного состояния, ришло к нашему современному оняти о времени.

Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно

ориентироваться во времени и ространстве. Это необходимо ему для

освоения и изучения окружа ощего его мира. Раньше и легче дается человеку

ощущение ространства. Что такое «здесь» и «там», становится онятнь м

довольно скоро. Здесь - это то, что досту но, что можно разглядеть,

отрогать, о робовать на вкус. Там - не осредственно недосту но, но, если

риложить усилия, остараться дотянуться или ереместиться, то можно

ревратить “ Там в Здесь”.

К году или олутора годам ребенок начинает онимать, что такое

«сейчас» - оно охоже на «здесь». Чуть озднее вь ясняется и что такое

«скоро»- оно охоже на «там», «недалеко».

К трем годам становится яснь м, что бь вает «сегодня», «завтра»,

«вчера».

Только к 7 - 8 годам складь вается наше обь чное интуитивное

редставление о времени : как о равномерно и овсеместно текущем отоке

мгновений.

В своем развитии ребенок, вероятно, овторяет - в очень ускоренном

тем е - тот долгий и давний уть, которь м человечество, развиваясь от

ервобь тного состояния, ришло к нашему современному оняти о времени.

Наблюдение - это метод сбора информации путём непосредственного,

целенаправленного восприятия окружающего мира.

Наблюдения могут проводиться индивидуально или с подгруппой

детей. Содержание метода может включать в себя наблюдение за

окружающей средой, состоянием природы, особенностями деятельности

детей или взрослых в то или иное время суток или года.

Демонстрация (рассматривание) картин, иллюстраций, мультфильмов,

презентаций - важный метод обучения дошкольников, позволяющих решать

ряд дидактических задач. Наглядные средства дают детям наглядный образ

знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, иллюстраций у детей

формируются наглядные образы.

Беседа - это метод получения информации на основе словесной

коммуникации.

Игровой метод - это способ организации овладения специальными

знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств,

основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой

деятельности.

К игровым методам относятся дидактические и подвижные игры.

Особенности формирования временных представлений в разных

возрастных группах

Младший дошкольный возраст.

Во второй младшей группе начинается знакомство детей с частями

суток. В данном возрасте необходимо научить детей различать и обозначать

словами все четыре части суток.

Средний дошкольный возраст.

В средней группе закрепляются название частей суток, и вводится

понятие «сутки». Также показывается сменяемость суток «вчера», «сегодня»,

«завтра».

Старший дошкольный возраст

У детей старшей группы формируется понятие о единицах и

особенностях времени. Дети знакомятся временами года, с месяцами, с

названиями дней недели, определяют какой день, был вчера, какой сегодня,

какой будет завтра, т. е. происходит знакомство с календарём.

Для развития временных представлений используют различные

методы : наблюдение; беседа; рассказ; моделирование; чтение стихов,

рассказов; демонстрация иллюстраций, презентаций, мультфильмов;

30

дидактические и подвижные игры, заостряя внимание на периодичности

смены частей суток.

Также у детей начинает формироваться развитие чувства времени.

Основными направлениями в работе развития чувства времени :

- ознакомление с единицами измерения времени;

- переживание времени, т. е. понимание о продолжительности

временных интервалов;

- формировать у детей умение оценивать временные интервалы без

часов.

В подготовительной группе происходит закрепление полученных

знаний о времени, продолжается знакомство с календарём, ознакомление

детей с часами.

Вывод.

Развитие временных представлений у детей в детском саду начинается

со второй младшей группы и продолжается весь период.

Формирование представлений о времени должно осуществляться не

только на занятиях, но и в повседневной жизни (дома и в детском саду). Для

этого педагоги используют различные методы и приёмы.

Для закрепления знаний о времени в детском саду кроме занятий

должны создаваться уголки времени, где будут находиться модели времени,

календари, приборы для измерения времени, представлены различные

настольно-печатные, дидактические игры, репродукции картин, альбомы,

плакаты и художественная литература.

Родители также должны закреплять полученные знания о времени с

детьми. Не обязательно с ребёнком сидеть и учить понятия о времени, а

можно даже идя утром в детский сад или гуляя по улице поговорить с

ребёнком о временных понятиях. Ещё воспитатели групп могут организовать

консультации для родителей, как на собраниях, так и в индивидуальном

порядке, изготовить папки – передвижки с рекомендациями.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Календарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенкаКалендарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенка Календарь погоды и природы Умение чувствовать и ориентироваться во времени один из важнейших навыков, которому ребенок начинает учиться.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организмеЭффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление методов и приемов формирования у детей временных представлений в ДОУ
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 14:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выявление методов и приемов формирования у детей временных представлений в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Никонова Наталья Владимировна (УИ 1703438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД